Эмоции детей 3 4 лет. Раннее эмоциональное развитие

Разделы: Работа с дошкольниками

Бывают чувства у зверей,
У рыбок, птичек и людей,
Влияет, без сомнения,
На всех нас настроение.
Кто веселится? Кто сердит?..
Рассеет все сомнения.
“Азбука настроения”.

Когда мы наблюдаем за природой или читаем интересную книгу, то наряду с познавательной деятельностью мы проявляем свое отношение к новому миру.

Наблюдая за природой, мы радуемся, сопереживаем, вызываем удовольствие или разочаровываемся, если кто-то портит природу. Радость, досада, боязнь - вот разнообразный спектр чувств и эмоций, возникающий в процессе познания и деятельности человека.

Эмоции и чувства - это личностное отношение человека не только к окружающей действительности, но и к себе. Мир чувств и эмоций сложен. Богатство эмоциональных переживаний помогает нам глубже понимать происходящее. Эмоции и чувства придают словам и поступкам своеобразный колорит. Положительные переживания воодушевляют нас в творческих поисках.

Эмоции играют важную роль и в жизни ребенка. Они помогают воспринимать действительность и реагировать на нее. В дошкольном возрасте эмоциональный мир ребенка богаче и разнообразнее. От базовых эмоций (радости, страха) он переходит к более сложной гамме чувств: радуется и сердится, ревнует и грустит. Так же усваивается язык таких чувств, как выражение оттенков переживаний при помощи взглядов, жестов, улыбок, движений, интонаций голоса.

Регулирование эмоций - одна из сторон детского психосоциального развития, особенно впервые семь лет жизни ребенка.

Развитие эмоциональной сферы, тесно связано с формированием плана представлений. Образные представления приобретают эмоциональный характер, и вся деятельность ребенка становится эмоционально насыщенной. Игра, рисование, лепка, должны иметь яркую эмоциональную окраску, иначе деятельность разрушается. Ребенок не способен делать то, что не вызывает у него интереса.

Развитие эмоциональной сферы зависит от характера общения ребенка со взрослыми и сверстниками.

В общении с родителями преобладают мотивы сотрудничества. Кроме родительской любви, дети ждут от взрослого непосредственного участия во всех своих делах.

Взрослые должны стремиться к установлению тесных эмоциональных контактов с ребенком - это жизненный источник формирования чувств дошкольника.

Используя игру, как средство социально-эмоционального развития ребенка, автор ориентируется на основные направления: развитие воображения, мышления, формирование культуры общения детей.

Мне хотелось бы представить одно из серии тематически разнообразных занятий,. построенных с учетом познавательных интересов детей 3 – 4 лет в соответствии с основным разделом программы “Детство”.

Цель: Помочь ребенку начать осознавать себя и свое место в окружающем мире, свободно выражать свои мысли и чувства.

Задачи:

  • создание положительного эмоционального настроя в группе;
  • развитие умения действовать соответственно правилам игры;
  • развитие координации движений, общей и мелкой моторики, ориентации в собственном теле;
  • развитие зрительного восприятия (цвета, формы);
  • развитие внимания, речи и воображения.

Материалы:

  • Игрушечный осьминожек;
  • Красная, желтая, оранжевая, зеленая, синяя, розовая, коричневая краска для
  • рисования пальцами.
  • Лист ватмана протонированный голубым цветом.
  • Игрушки осьминожки разного цвета на каждого ребенка.

Предварительная работа: Рассматривание картинок с изображением осьминогов в природных условиях, картинок с изображением морского дна, чтение стихотворений об осьминожках, беседа о происхождении названия осьминогов, об особенностях их внешнего вида, просмотр мультфильма “Осьминожки”.

1. Приветствие.

Психолог обращает внимание детей на игрушку.

Посмотрите, кто же тут.
Осьминог его зовут.
Он по-доброму глядит,
И о чем-то говорит.

Давайте поздороваемся с Осьминогом и улыбнемся друг другу.

Сейчас посадим Осьминога на стул, сами сядем и познакомимся поближе.

2. Беседа об игрушке.

Посмотрите на нашего осьминога.

  • Какое по форме у него туловище? (круглое)
  • Что у него есть? (длинные ноги)
  • Какого он цвета? (зеленый)
  • А другого цвета осьминоги бывают?

Правильно, бывают. Осьминоги часто меняют свой цвет. Путешествуя по морю, они осторожно поочередно передвигают своими щупальцами-ногами.

Они могут быстро всплывать вверх, опускаться на глубину вниз, замирать на месте и быстро, быстро плавать.

3. Игра “Озорные осьминожки”

Включается спокойная музыка.

Осьминожки отдыхают, качаются на волнах, а над ними летает ветерок и ласково дотрагивается до них.

Психолог дотрагивается до детей до различных частей тела:

головы, руки, ноги, животика.

Дети открывают глаза.

- “Ветерок” ласково с вами играл. Маргарита, где коснулся тебя “ветерок”?

(коснулся моей головы)

А тебя, Данил…. (Дети называют части тела)

4. Рисование.

Наш дружок Осьминожек что-то заскучал. Давайте нарисуем ему друзей, а помогут нам в этом наши пальчики и ладошки.

Ладошки с широко раздвинутыми пальчиками – это осьминожки, а пальчиками мы нарисуем глазки, камушки и морскую травку, чтобы осьминожки могли прятаться.

Дети рисуют, психолог наблюдает, помогает. По окончании рассматривается коллективная работа.

5. Прощание.

Психолог приглашает детей в круг. Все вместе произносят слова:

В круг ребята встали
Осьминога в руки взяли
Осьминожку нужно передать
Добрые слова сказать.

Дети передают осьминожка и говорят ему слова.

Осьминогу понравились ваши добрые слова, и он хочет сделать вам подарок. Закройте все глаза, и случиться чудо, если не будете подглядывать.

Дети закрывают глаза, появляются игрушки осьминожки такого же цвета как нарисованные детьми.

Наше занятие заканчивается. Вместе дружно скажем Осьминогу спасибо и до свидания!

Эмоции являются неотъемлемой частью жизни. Замечено, что эмоции являются неким индикатором состояния ребенка и влияют на его поведение и деятельность всего организма.жизнедеятельность организма. Так, например, частые отрицательные эмоции (плач, хныканье, капризы) могут говорить о нервно-эмоциональном напряжении ребенка. В дальнейшем длительные негативные эмоции могут стать причиной неадекватного поведения ребенка и вызвать различные нарушения его психологического и физического здоровья. И, наоборот, преобладание у ребенка положительных эмоций свидетельствует о том, что малыш пребывает в комфортных для него условиях и растет в любви и понимании. Такому ребенку не надо привлекать к себе внимание неожиданными выходками, его поведение активно, но предсказуемо. А это в свою очередь благотворно влияет не только на психическое здоровье, но и на физиологические процессы в организме ребенка.
Дети испытывают очень сильные и яркие чувства и эмоции , но контролировать их пока не умеют. Чего-то сильно захотелось - сделал, разозлился - ударил, испугался - заплакал. Важно учить ребенка выражать свои эмоции социально приемлемыми способами, не причиняя вреда другим, стараться контролировать свое поведение и избегать необдуманных поступков. Развитие эмоционального интеллекта помогает ребенку общаться и взаимодействовать с другими людьми.
Социализация ребенка начинается в семье и проходит несколько эта пов. До 1,5 лет ребенок неосознанно осваивает различные социальные нормы и ценности, копирует жесты, манеру говорить, походку и поведение родителей (близких ему людей). Примерно с 1,5 до 2,5 лет малыш уже не раз столкнувшийся с запретами, исходящими от взрослых, старательно проверяет границы дозволенного и чувствует себя очень неуверенно, если их не находит: дети, особенно в первые годы, нуждаются в контроле извне. Около 2,5 лет у ребенка появляется самосознание «Я сам!». Он начинает понимать, что может влиять на происходящее вокруг, проявляет волю и отвоевывает независимость. Малыш становится активнее и самостоятельнее. Его начинают интересовать общение и игры с другими взрослыми и детьми. Он впервые узнает, как взаимодействовать в группе и ладить с коллективом.

Советы по развитию эмоциональной и социальной сфер
. Открыто проявляйте свою любовь к ребенку, принимайте его таким, какой он есть, устанавливайте с ним доверительные отношения и относитесь к нему с уважением.
. Формируйте у ребенка положительное отношение к себе («Я хороший»), хвалите и вселяйте веру в свои силы и возможности («Я могу»), предлагая посильные задания («У тебя получится»); помогайте осознавать свои чувства («Я рад») и желания («Я хочу») и учите понимать чувства и особенности других людей.
. Показывайте образец взаимоотношений людей в обществе и поощряйте в ребенке доброжелательное отношение к родителям, взрослым и детям, учите, как проявлять симпатию, сочувствие, отзывчивость.
. Предоставьте ребенку разумную свободу и развивайте в нём способность действовать свободно, раскованно, защищая свои интересы, но, при этом соблюдая правила культуры поведения и не обижая других людей; формируйте умение действовать в различных ситуациях и поощряйте желание преодолевать трудности.
. Помогайте ребенку осваивать разные способы взаимодействия с взрослыми и детьми (игра рядом, не мешая друг другу; просьба; сотрудничество; забота об окружающих; помощь другим; нахождение общих интересов; желание делиться и т.д.).
. Обогащайте впечатления и развивайте интерес детей к играм, занятиям, чтению, инсценировкам, прослушиванию музыкальных произведений, в которых ребенок получал бы образцы положительного поведения.
. Учите различать и понимать, что такое хорошо и плохо; действовать в соответствии со значением слов нельзя, можно, нужно.
. Воспитывайте вежливость: побуждайте ребенка обращаться к другим детям по имени, здороваться, прощаться, благодарить и т.д.

Показатели эмоционального и социального развития

2 года - 2 года 6 месяцев

. В привычной обстановке эмоционально уравновешен.
. Испытывает потребность во взаимодействии с любимыми взрослыми, ожидает их участия, внимания, похвалы и поддержки.
. Переживает, если мама уходит или отказывает ему в общении.
. Замечает недовольство взрослых; огорчается, если его ругают.
. Сочувствует близкому человеку, понимает его радость или печаль, заступается за него.
. Чувствует, как можно вести себя с тем или иным взрослым.
. С удовольствием выполняет поручения.
. Начинает говорить о себе не в третьем («Арина хочет…»), а в первом лице: «Я хочу», «Дай мне» и т.д.
. Может определить, обозначить (мимикой, жестом, тоном, взглядом) или назвать своё состояние: «мне больно», «хочу спать», «хочу…» и т. д.
. Пытается сдерживать свои эмоции и может потерпеть или немного подождать.
. Начинает проявлять интерес к действиям других детей, подражает им, стремится к совместным играм с ними.
. Может выделять одного или нескольких детей, которые ему больше всего нравятся.
. Насторожен с незнакомыми людьми, но оценив их доброжелательность - вступает в контакт.
. Эмоционально реагирует на художественные и музыкальные произведения, симпатизирует добрым героям («хорошие») и ругает отрицательных персонажей («плохие»).
. Увлекается интересной игрой и отвергает не понравившуюся.
. Огорчается неудачам, радуется победам.
. Помнит свои ощущения: в цирке было весело, у врача - больно.
. Проявляет самостоятельность «Я сам».
2 года 6 месяцев - 3 года
. Проявляет активность и эмоциональную открытость в общении с взрослыми и другими детьми, интересуется их действиями, выражает симпатии, находит общие интересы, договаривается, отвечает на вопросы.
. Может играть с другими детьми в совместные игры, делиться своими игрушками, не брать чужие без спроса.
. Стремиться быть «хорошим», старается угодить взрослым, ждет одобрения и похвалы.
. Гордится собой («я быстрее всех съел кашу») и своими близкими («мой папа умеет запускать летающего змея»).
. Может сердиться, огорчаться, обижаться, плакать, кричать, топать ногами, если что-то не получилось или взрослые не поняли его просьбы.
. В общественных местах может проявлять эмоциональную сдержанность: слушается родителей, не кричит, не плачет и т.п.
. Может быть настороженным и стесняться, особенно в новых ситуациях с незнакомыми людьми, животными.
. Ревнует родителей, в том числе и друг к другу.
. Обозначает словом и эмоционально-выразительными оттенками свои состояния: «смеюсь, боюсь, замерз».
. Помнит важные и эмоционально окрашенные события за предыдущий год.
. Осуждает поступки других детей: «Нельзя бить, ломать, брать, отнимать, рвать» и т.д.
. Замечает, различает и оценивает красивое и некрасивое.
. Чувствует «добрых» и «злых» людей.
. Начинает понимать юмор (смеется, недоумевает).
. Радуется музыке, пению, чтению, иллюстрациям, танцам, играм и т.д.
. Понимает состояния других людей: мама устала, сестренке больно, папе весело и т.д.
. Эмоционально сопереживает персонажам сказок и мультфильмов (волнуется, радуется, печалится, сердится и т. д.).
. Эмоционально-практически оценивает ситуацию: если кому-то больно - сопереживает и жалеет, если кому-то надо помочь - помогает, ведет себя тихо, если кто-то спит и т.д.
. Эмоционально предвосхищает результат некоторых действий (собственных или других людей).
(Показатели развития ребенка третьего года жизни составлены с опорой на материалы Л.Н. Павловой и Е.Б. Волосовой).

В состоянии понять и выполнить два указания: «Возь­ми мяч и положи его на стол».

Задает много вопросов.

Смотрит и иногда обсуждает телевизионные передачи.

Подведем промежуточные итоги данного раздела. Очевидно, что в рамках ведущей предметно-манипулятив-ной деятельности ребенок:

    осваивает способы действий с предметами;

    у него возникают речь, смысловое обозначение вещей, обобщенное восприятие предметного мира и на­глядно-действенное мышление.

Центральным новообразованием, которым заверша­ется этот период психического развития ребенка и с кото­рым ребенок вступает в следующий возраст, является воз­никновение у ребенка сознания, которое выступает в виде его собственного детского «Я». (Более подробный анализ становления системы «Я» ребенка будет произведен в па­раграфе 3.8). А сейчас обратимся к характеристике эмо­ционального развития ребенка в раннем детстве.

3.6. Эмоциональное развитие ребенка

3.6.1. Общие особенности эмоциональной сферы ребенка

Наверное, правы те детские психологи, рассматри­вающие эмоциональную сферу ребенка раннего возраста как центральную в сфере его психики. Уже в первый год жизни эмоциональная жизнь младенца отличается тем, что хотя и в зачаточной форме, но представлены основные эмоции. Как подчеркивал В.В.Зеньковский, раннее детство является «золотым временем» для эмоциональной жизни 1 . О значении эмоций в этом возрасте говорит хотя бы тот факт, что психика ребенка носит преимущественно бессоз­нательный характер; произвольная, т.е. сознательная регу­ляция поведения практически отсутствует и потому именно эмоции в основном осуществляют регулятивную функцию. Не случайно мы так восхищаемся детской наивностью и непосредственностью. Ребенок свободен от внутренней серьезности и деловитости в силу непроизвольности, эмо­циональности своей психики. Ребенок свободен в выра­жении своих эмоциональных состояний и переживаемых им в данный момент чувств, он весьма экспансивен, по­скольку не в состоянии думать о последствиях выражения своих эмоций и чувств. Поэтому недооценивать роль эмо­ций в психическом развитии ребенка в этом возрасте, ко­нечно, не следует. Эмоциональное восприятие окружаю­щего ребенка мира приводит к тому, что он воспринимает его не таким, каков он есть на самом деле, а таким, каким он ему кажется. Именно в этом возрасте, ближе к трем го­дам появляется способность к воображению, которая бур­но развивается в дошкольном возрасте. Поражает и нео­быкновенная эмоциональная подвижность и лабильность ребенка, та скорость, с которой одна эмоция сменяется другой и необыкновенно быстрое развитие той или иной. эмоции. С одной стороны, это обусловлено особенностя­ми нервной системы и темперамента ребенка, а с другой -отсутствием произвольной регуляции психической, в том числе и эмоциональной деятельности. Отсутствие или сла­бость произвольной регуляции оборачивается мощнейшим влиянием эмоций на психическую жизнь ребенка. Если взрослый в состоянии найти какие-то доводы, оправдыва­ющие и смягчающие силу того или иного эмоционально­го состояния, то дети лишены этого защитного интеллек­туального барьера. Не случайно принято говорить о хруп­кости детской души. Незначительная на взгляд взрослого " негативная эмоция ребенком переживается как настоящее горе, равно и как несущественная, по мнению взрослого, положительная эмоция ребенком переживается как огром­ное счастье. Сказанное - лишь некоторые общие штрихи к эмоциональному портрету ребенка, необходимая сту­пенька на пороге дома, в котором помещается эмоциональ­ная сфера ребенка.

3.6.2. Эмоциональная жизнь ребенка раннего возраста

Приступая к характеристике эмоций ребенка вспом­ним, что основными эмоциональными состояниями мла­денца были - собственно возбуждение, эмоции неудоволь­ствия и удовольствия. В период раннего детства из неудо­вольствия выделяются эмоции страха, гнева и страдания, равно как из удовольствия выделяются радость, привязан­ность-любовь и собственно удовольствие (К.Бриджес).

Общее недифференцированное возбуждение

Собственно возбуждение

Неудовольствие (дистресс)

Удовольствие

Вснно ьствие

Гнев Страдание

Радость Привязанность Собст Любовь удовсг

Рис. 10. Дифференцировка эмоций в раннем детстве

Эмоция страха. Нет человека, который бы не был знаком с чувством страха. Раннее появление эмоции стра­ха - это убедительное доказательство его инстинктивной природы, в частности инстинкта самосохранения. И хотя страх, беспокойство и тревога столь же неотъемлемые эмо­ции человека, как и радость, гнев, удивление или печаль, при чрезмерной податливости этому чувству меняется по­ведение человека, деформируется его личность. Страх счи­тается одним из наиболее характерных чувств ребенка. По мнению некоторых исследователей, появление детских стра­хов диктуется самой программой развития ребенка, по­скольку они являются «охранительным звеном поведенчес­кого онтогенеза» 1 . Речь идет о защитной функции страха, когда его появление предупреждает ребенка о грозящей ему опасности. Однако фиксация страхов может привести к воз­никновению достаточно серьезных проблем в поведении ре­бенка. В большинстве же случаев, по мнению А.И.Захаро­ва, детские страхи в раннем и дошкольном возрасте имеют преходящий, функциональный характер, обусловливая критичностть и эмоциональную лабильность этих возрастов 2 .

Каковы другие возможные последствия детских страхов?

Действие страхов на психическую сферу столь мно­гообразно, что почти нет ни одной психической функции, которая бы не подвергалась их воздействию. В силу своей «энергоёмкости» страхи приводят к тому, что у ребенка порой не хватает энергии на проявление других эмоций. Эмоциональное перенапряжение ребенка проявляется в его заторможенности, раздражительности и импульсивности. Устойчивый страх - это мощный барьер на пути развития произвольности (самостоятельности) поведения, он под­рывает.уверенность ребенка в себе, упорство и настойчи­вость в достижении цели, а, следовательно, приводит к де­формации личности, ее системы «Я», затрагивая, прежде всего, эмоционально-волевую и потребностно-мотивационную сферы личности; страх уродует мышление, лишает его активности, упорядоченности, системности, гибкости, уверенности, когда второстепенное заслоняет главное, на­рушается целостность восприятия, оно дробится на мно­жество мелких осколков, которые невозможно собрать. Все это следствия отрицательного влияния страха на психику ребенка. А что, разве бывает положительное влияние?

Разве нам не доводилось, преодолевая жуткий страх, тем не менее, с любопытством и громадным интересом наблюдать или иметь дело с тем, что вызывает в нас этот страх? И страшно, и приятно! Удивительное сочетание эмоций. В свое время Ст.Холл обратил внимание на связь переживания страха с психологией риска, которому при­надлежит активное, творческое начало в жизни человека. «Кто не рискует, тот не выигрывает!» Именно на этом пути развиваются смелость, героические порывы, творческая уверенность в себе. Таким образом, говоря о страхе нуж­но иметь в виду не только депрессивную функцию, но и активную.

Причины возникновения страхов у детей.

С одной стороны, - это биологические, связанные с инстинктом самосохранения (об этом говорилось выше). Уже у новорожденного мы видели инстинктивно-защитные формы поведения при неожиданном и быстром приближе­нии предмета, резком звуке, ярком свете, сильном дунове­ний воздуха. Возникновению страхов способствуют и дру­гие природные причины - особенности высшей нервной де­ятельности - слабость нервных процессов, повышенная общая и эмоциональная чувствительность. Такие страхи ре­бенка как страх одиночества, темноты, животных, боли, неожиданных звуков, по мнению А.И.Захарова, носят на­следуемый характер, особенно если они присущи матери.

Наряду с биологическими предпосылками выделя­ются социально-культурные и психологические 1 . К ним от­носятся:

Урбанизация жизни: замечено, что у детей, живущих в отдельных квартирах, страхи встречаются чаще, чем у детей из коммунальных квартир;

Количественный состав семьи: число страхов боль­ше у детей из неполных семей. Тут следует вспомнить фал­лическую стадию из теории психосексуального развития З.Фрейда;

Наличие единственного ребенка в семье: такой ре­бенок - своеобразный эпицентр семьи, с которым эмоци­онально тесно связаны все другие ее члены, транслируя, " тем самым, ему свои тревоги и беспокойства, если они есть;

Возраст родителей: у детей пожилых родителей (после 30 лет и особенно после 35 лет) вероятность воз­никновения беспокойства, тревоги и страхов больше, чем у детей молодых родителей, в силу их более высокого фона тревоги;

    недостаточная двигательная и игровая активность детей, что приводит к резкому обеднению их эмоциональ­ной жизни и в некоторых случаях это способствует ранней интеллектуализации психики;

    нервно-психические перегрузки, испытываемые ма­терью, вследствие вынужденной или реднамеренной смены семейных ролей. А.И.Захаров отмечает, что девочки и маль­чики боятся чаще, если считают главной в семье мать, а не отца, поскольку работающая и доминирующая в семье мать часто беспокойна и раздражительна в отношениях с детьми;

    ранний выход матерей на работу из декретного отпуска, стимулирует развитие страхов у эмоционально чувствительных детей:

    личностные особенности матери: честолюбивые, сверхпринципиальные, бескомпромиссные, излишне требо­вательные матери с заостренным чувством долга стимули­руют у детей развитие беспокойства, тревоги и страхов;

    конфликты в семье: наиболее чувствительны к ним дети дошкольного возраста, при этом девочки оказыва­ются более эмоционально ранимыми, чем мальчики.

Какие детские страхи чаще всего транслируются во взрослую жизнь?

Чаще всего это страхи высоты и смерти родителей, а также страх войны, сделать, что-либо нет так и страх не успеть. При этом матери в большей степени, чем отцы «виновны» в передаче своих страхов детям в силу боль­шей биологической и эмоциональной связи. В целом ма­тери «успешно» транслируют своим детям беспокойство, тревогу, а отцы - мнительность, сомнение в правильнос­ти своих действий. Как подчеркивает А.И.Захаров, это порождает у ребенка тревожно-мнительный способ реаги­рования, что является основой для возникновения у него страхов, опасений, предчувствий и сомнений 1 .

Страхи детей в раннем детстве

Интересно сопоставить динамику страхов современ­ных детей с их сверстниками, жившими в начале века (см. Табл.4.

Таблица 4 Среднее число страхов, переживаемых детьми

Данные Ст. Холла || Данные А.И.Захарова

Среднее число страхов у детей и подростков

Мальчики

Мальчики

Нам неизвестны условия и методика исследования Ст.Холла и потому, строго говоря, трудно сопоставлять его данные с данными А.И.Захарова. Тем не менее, выра­женная страховая симптоматика современных детей и под­ростков в сравнении с их сверстниками начала века оче­видна. Другое замечание касается собственно динамики страхов. Если в начале века число страхов последователь­но возрастало вплоть до подросткового возраста, то у со­временных детей пик страхов приходится на дошкольный возраст, после чего и у мальчиков и у девочек наблюдает­ся последовательное снижение числа страхов. Единствен­ное в чем совпадают данные, так это в том, что в обоих исследованиях зафиксировано большее число страхов у девочек, чем у мальчиков. Эти данные убеждают, прежде всего, в том, что количество переживаемых детьми страхов в значительной степени связано с социо-культурными и пси­хологическими условиями. Нынешние условия жизни детей стимулируют более высокий уровень эмоционально-пси­хической напряженности, что сказывается и на увеличе­нии числа страхов. Интересно и то, что если у современ­ных детей самым эмоционально напряженным возрастным периодом в их жизни можно считать дошкольный возраст, то у их сверстников начала века он был наименее напря­женным. Если современная начальная и средняя школа (один из мощных источников эмоционально-психическо­го напряжения учащегося ребенка) не стимулирует разви­тие страховой симптоматики, то школа начала века, на­против, весьма этому способствовала (увеличение числа страхов в школьные годы в два с лишним раза).

Обратимся к страхам детей в раннем детском воз­расте.

По данным А.И.Захарова у детей в возрасте 1-2 года чаще всего отмечается страх неожиданных звуков (у 52% мальчиков и девочек); следующее по распростра­ненности место занимает страх одиночества (у 44% маль­чиков и 34% девочек) и замыкает этот ряд страх боли и уколов. У детей в возрасте более двух лет на первое место выходит страх боли и уколов (50% мальчиков и девочек); на втором месте остается страх одиночества, причем в срав­нении с предыдущим возрастом он теперь более присущ девочкам, чем мальчикам - 36% мальчиков и 48% дево­чек), а последнее место занимают страхи неожиданных звуков - у 30% мальчиков и девочек. Таким образом, с воз­растом происходит уменьшение числа безусловнорефлек-торных инстинктивных страхов и увеличение страхов ус-ловнорефлекторной природы. В качестве основных источ­ников страхов в этом возрасте А.И.Захаров называет конфликты в семье, ревность к младшим братьям и сест­рам, а также психологическое состояние матери, и, что осо­бенно важно, отца 1 .

Не редкость в этом возрасте ночные страхи. Главный персонаж детских снов - волк, особенно часто у детей боя­щихся наказания отца. По-видимому, волк ассоциируется с физической болью. К двум годам у детей, особенно у маль­чиков, увеличиваются страхи перед засыпанием, что связано с более частыми кошмарными сновидениями. Ближе к трем годам в ночных сновидениях начинают фигурировать и Баба Яга, что, по-видимому, отражает проблемы ребенка со стро­гой матерью, не очень мягкой и ласковой и часто грозящей наказаниями. И Волк, и Баба Яга символы угрозы жизни ребенка, его уничтожения, иными словами - страха смерти.

В завершении анализа страхов у детей в раннем дет­стве следует подчеркнуть, что повышенное внимание к воз­никновению и развитии страхов у детей в этом возрасте обусловлено сенситивностью этого периода, т.е. наибольшей неустойчивостью и уязвимостью по отношению к вредным воздействиям 1 . Именно этим обстоятельством объясняется пик страховой симптоматики, приходящийся на третий год жизни ребенка. Данные А.И.Захарова демонстрируют по­вышенную чувствительность детей раннего школьного воз­раста к внезапным и болевым воздействиям, одиночеству и отсутствию поддержки взрослых 2 . Семейные конфликты, ме­дицинские манипуляции, помещение ребенка в ясли и осо­бенно пребывание в больнице может стать мощным источ­ником эмоционального напряжения, беспокойства и стра­хов. Родителям важно не воевать с ребенком, а гибко реагировать на его эмоциональные состояния, учитывать нарастающие по разнообразию интересы, развивать их, а не заглушать собственной тревогой и неуверенностью.

Эмоция гнева. Из схемы К.Бриджес видно, что эта эмо­ция дифференцируется из эмоции общего неудовольствия именно в раннем детстве. И действительно эта эмоция ча­сто встречается у детей этого возраста. Как и страх, так и гнев необычайно выразительно отражается на лице малы­ша. Красное лицо, наморщенный лоб, блестящие глаза, сжатые кулачки - все это выражает эмоцию гнева. Гнев выражается в активной и пассивной форме. Всем хорошо известна активная форма, не менее известен и так называ­емый «бессильный гнев», когда ребенок не в состоянии вы­разить свое чувство и вынужден таить в себе гнев: ребенок бессильно сжимает кулачки, у него дрожит голос, а слезы гнева выдают его эмоциональное состояние.

Гнев нередко ассоциируется со злобой и жестокос­тью. Однако для детей соединение гнева со злобой, столь частое у взрослых, не характерно. Гнев детей более чист, чем наш и, по мнению В.В.Зеньковского, это «верный сим­птом тяжелой наследственности или скверных условий жизни ребенка»". В то же время весьма распространено мнение о детской жестокости. Особенно часто при этом ссылаются на жестокое обращение детей с животными. С другой стороны, если взрослый при ребенке начнет мучить животное, то ни один ребенок не останется к это­му безучастным: он плачет, умоляет оставить вас в покое бедное животное. В чем дело?

По-видимому, отвечает В.В.Зеньковский «мы име­ем дело не с жестокостью, что психология ребенка здесь более сложна. ... Вообще это не есть проявление злого начала в ребенке, - продолжает автор, - а проявление игры фантазии, потребность в свободной активности, жела­ние всего коснуться, все взять в руки, попробовать, загля­нуть, что находится внутри» 2 . Вспомним, что ведущей де­ятельностью в этом возрасте является предметно-манипулятивная, что и обусловливает настойчивое стремление детей изучать все, что они видят, изучать не только глаза­ми, но и руками. Этим можно объяснить порой небрежное обращение ребенка с игрушками, переходящее в «разру­шительное» поведение. То же и с животными. То, что они пищат, царапаются, лишь повышает удовольствие от игры. Ребенок и не подозревает, что своими действиями прино­сит животному боль и страдание еще и в силу своей сла­бой отделенное™ от окружающих его предметов (отсут­ствие либо слабое «Я» ребенка).

Малыш? В три года дети очень подвижны и активны, развитие интеллекта позволяет им составлять логические предложения из трех-четырех слов.

Физическое развитие ребенка в 3 года

Трехлетний ребенок любит двигаться. Он залезает на унитаз, на стол и стулья, заползает под кровать, чтобы уже через некоторое время загадочным образом оказаться внутри шкафа! Его можно найти везде. Малыш с удовольствием танцует и участвует во всех играх, в каких только можно. Он очень подвижен, и, несмотря на все увеличивающиеся порции пищи, малыш хотя и вырос примерно на 10-12 см, он почти не прибавил в объемах. К концу третьего года он весит примерно 14-15 кг, рост составляет около 98-100 см. Если масса тела заметно увеличилась в последнее время, убедитесь, что у вашего ребенка нет избыточного веса.

  • Старайтесь ограничивать количество сладкого – как родитель вы должны знать всю правду о сладостях. Содержащийся в них сахар не только плохо влияет на состояние зубов, но и подавляет аппетит, нарушая режим правильного питания. Хорошим правилом является употреблять сладости только в один день недели – например, в субботу. Помните, что шоколад, хотя он и хуже усваивается, полезнее леденцов и сахарной ваты.
  • Обратитесь к врачу, если ваш трехлетний ребенок еще не умеет бросать мяч вперед , стоять на одной ноге хотя бы пару секунд и самостоятельно мыть руки. Отсутствие этих навыков может быть нормальным явлением, но стоит проконсультироваться со специалистом.

Рост и вес в 3 года

  • Мальчики в среднем имеют вес - 14-15 кг., рост - 98-100 см.
  • Девочки - в среднем имеют вес - 13,5-14,7 кг., рост - 96-98 см.

Эмоциональное развитие ребенка в 3 года

Ребенок в 3 года точно знает, что такое день рождения, и с энтузиазмом ждет его. В этом году стоит устроить настоящий праздник на день рождения малыша, который запомнит его на несколько месяцев. Он может сам составить список гостей. Скорее всего, именно в этот период наступит эра „головоногих": трехлетние дети с энтузиазмом рисуют „рожицы", то есть окружности с точками, а к ним дорисовывают две длинные черточки – „ножки"! Понаблюдайте, как меняются навыки рисования ребенка год за годом.

В возрасте трех лет малыш уже знает около 900 слов и составляет логические предложения из трех-четырех слов! Трехлетний ребенок уже способен сосредоточиться на первых играх – настольных и карточных, хотя для него правила „Монополии" или „Питера Пэна" являются достаточно сложными. Ему скорее нравятся более простые варианты типа „Войны", где сначала ходит он, а потом его противник. Можно также играть в „Китайца" – такие игры любят целые поколения родителей, бабушек и дедушек, они отлично помогают обучению счету и прогнозированию событий.

Трехлетний ребенок может в течение нескольких минут заниматься одной игрой. В такие моменты он чаще всего рисует, собирает конструктор, занимается с куклами или ездит машинками по трассе.

  • Составьте сценарий празднования дня рождения своего подрастающего ребенка . Шумный праздник может очень утомить малыша. Вместо того, чтобы планировать дюжину развлечений, лучше сосредоточиться на нескольких разноплановых вариантах – желательно, чтобы игры подвижные игры чередовались с рисованием или лепкой из пластилина. От того, как вы устроите празднование, зависит, найдет ли виновник торжества силы, чтобы развлекать гостей до конца мероприятия.
  • Хорошей идеей подарка на день рождения будут наборы кубиков, пазлы, интересные игры. Если вы ищете что-то оригинальное, можно выбрать модели из картона, дизайнерские или необычные игрушки.

Интеллектуальное развитие ребенка в 3 года

Наступает четвертый год жизни, и возникают реальные проблемы для родителей! Хотя ваш трехлетний малыш знает уже достаточно хорошо правила жизни в семье, он не до конца приспособлен к жизни в обществе.Нет, наверное, ребенка, который не захотел бы посягнуть хоть раз на чью-то собственность,не существует ребенка, родители которого не задумывались бы о большой ответственности за него или которых не смутила бы его игра „в доктора" со сверстниками. Это нормальные признаки развития, поэтому не стоит винить себя за плохие методы воспитания, смотрите на такое поведение с юмором.

Малыш к концу третьего года жизни испытывает полную гамму чувств – от стыда, ревности и страха, скуки и тоски до радости, сопереживания и сострадания. Вы можете использовать возможность, чтобы научить ребенка помогать другим.

  • Даже если вся семья уже устала от слишком затянувшегося „бунта двухлетнего ребенка" , не реагируйте очень бурно на вспышки гнева вашего малыша. Здоровый ребенок должен проявлять эмоции. Излишняя покладистость – тревожный симптом, свидетельствующий об излишнем навязывании родительских представлений о дисциплинарной ответственности, давлении на личность малыша.

Третий год жизни ребенка – что может вас беспокоить?

У ребенка ночью болят ножки.

В конце третьего года жизни он может просыпаться посреди ночи с плачем и жаловаться на боль в ногах. Это, скорее всего, боли роста – такие симптомы являются нормальными для ребенка в возрасте между третьим и пятым годом жизни. Обычно они ощущаются в икре, коленке и бедре, но исключительно в ночное время и являются непродолжительными. Боли роста касаются 25-40% детей. Если ваш малыш жалуется на неприятные ощущения, стоит воздержаться от повышенной физической нагрузки – бега и прыжков.

Частые простуды.

Ребенок, особенно если он начал ходить в детский сад, может довольно часто страдать от насморка, потому что ему легко заразиться от других детей в группе, которые возвращаются в детский сад недолеченными после болезни. У некоторых малышей также проявляется аллергия, симптомом которой может быть насморк. Иногда это реакция на пыльцу.

В этой статье:

В раннем возрасте дети уже умеют демонстрировать большой спектр эмоций: радость, страх, горе, интерес, восторг, гнев, и т.д. Задача родителей – показать им, как правильно управлять своими эмоциями и понимать свое состояние. Эмоциональное развитие детей раннего возраста зависит от того, в какой среде живет малыш.

Важно помнить, что отношения между родителями являются своеобразным шаблоном для него. Малыш перенимает их, использует для общения с другими. В возрасте 1-3 годика малыши способны на очень глубокие эмоции, которые трудно подавлять. Это особенность их психического развития. Эмоции очень важны для нормального функционирования психики. Каждый день в жизни ребенка должно быть что-то новое, способное подарить уникальные впечатления.

Важность эмоционального развития

Эмоции - одна из составляющих личности человека. Их можно сдерживать или демонстрировать слишком ярко. Так или иначе, эмоции окрашивают нашу жизнь. Они необходимы для правильного развития психики человека. Причем речь
идет не только о маленьких детях. Нам всем нужны эмоции, эмоциональные переживания. Где их взять? Все то, что мы видим, слышим, пробуем, с кем общаемся, приносит нам впечатления, вызывает чувства. Так функционирует нормальная психика.

Если же взрослого или малыша ничего не радует, не удивляет, не расстраивает, это не нормально. Такое состояние ведет к психической стагнации. Мир окрашивается лишь в серый цвет, пропадает стимул стремиться к чему-то, добиваться. Ведь нет радости от победы, нет гордости за свои достижения, не печалят и потери. Такая ситуация несвойственна для человека и очень опасна для психики.

В детстве малыши очень любознательны. Любая мелочь может произвести на них впечатление. Психика учится, начинает активно функционировать. Для детей раннего возраста характерны очень яркие эмоции.

Если в этот момент (1-3 года) подавлять эмоциональные переживания, лишать малыша впечатлений от жизни, то это приведет к печальным последствиям.
Одно из них - серьезное отставание в психическом развитии.

Особенности детей 1-3 лет

Психическое развитие ребенка идет полным ходом. В этот период психическая деятельность характеризуется некоторыми особенностями:


В жизни малыша присутствует огромный спектр эмоций – от счастья и радости до обиды и гнева. Эмоций даже больше, чем у взрослого. Единственная проблема – малыш еще не умеет сдерживаться.

Для ребенка
любое переживание имеет одинаковую эмоциональную силу. Дело в том, что его мозг воспринимает любое состояние как постоянное. Взрослому это тяжело понять. Например, вы хотите есть. Вы отлично понимаете, что нужно только добраться до дома, а там вас ждет ужин. Ваш голод - временное состояние.

В подобном случае малыш может от голода впасть в сильную тревогу, истерику, плач. Его мозг воспринимает сиюминутный дискомфорт как перманентный. Проще говоря, ему кажется, что так он будет чувствовать себя всегда. Дело в том, что у малышей раннего возраста еще недостаточно опыта для решения таких ситуационных задач. Поэтому детские слезы всегда такие искренние, а переживания глубокие. То же самое происходит и в моменты радости.

Эмоциональный климат дома

На эмоциональное развитие крохи влияет домашняя атмосфера. Он еще не всегда понимает, что происходит, но хорошо чувствует изменение настроения родителей. Дети улавливают мимику, жесты, перемену тона разговора.

Конечно,
желательно, чтобы дома были ровные любящие отношения между родителями и членами семьи. Тогда развитие эмоций и психики будет следовать правильному образцу. Потом, попав в общество других детей и взрослых, малыш будет вести себя так, как привык, как научился от своих родителей и ближайшего окружения.

К 2-3 годам могут возникать аффективные реакции. Контроль гнева еще недостаточно развит. Тут нужно понимать, что если дома родители тоже не умеют контролировать свои негативные чувства, то ребенку очень тяжело будет научиться этому. Он видит пример: агрессию, злобу, проявления грубой силы. Для него это становится эталоном решения многих бытовых проблем. Очень важно, чтобы родители могли на своем примере показать, как правильно реагировать в сложной ситуации.

Эмоции

Развитие эмоций важно для того, чтобы малыш мог жить в обществе, по его законам. Без эмоционального общения не может быть дружбы, любви, не получится построить даже самые простые отношения. Конечно, у крохи впереди еще много лет, чтобы научиться всему.

В 1-3 года родителям нужно уделять
особое внимание эмоциональному развитию. Благодаря тому, что малыш испытывает положительные эмоции, происходит стимулирование памяти, речи. Еще до 1 года мамы и папы должны обеспечить малышу покой и уют, эмоциональное равновесие. Это несложно, ведь родители подходят к кроватке малыша с улыбкой, ласковыми словами. При их появлении он очень скоро начинает испытывать первые приятные впечатления.

Совершено нормально, если маленький ребенок любопытен, жизнерадостен. В этом возрасте большинство эмоций положительные – так и должно быть. В 1-3 годика не должно быть каких-то особенных страхов, тревожности – это говорит о том, что с психикой происходят нежелательные перемены.

Эмпатия

Сейчас мы только учим детей сопереживанию. Им еще непонятно, как это - переживать за другого человека. Качественное развитие эмпатии уже началось, но только к 4-5 годам они смогут использовать ее. В детском садике уделяется много внимания данной теме. Дети общаются между собой, дружат, ссорятся. Они начинают понимать другого человека лучше только после длительного общения. Тут большое значение имеют совместные игры детей.

Восприятие мира

Начиная с возраста 2 лет малыши стараются получать удовлетворение от своей деятельности. Появляются новые эмоции, такие как гордость за достижения, желание быть первым. Только к 3-4 годам это желание станет осмысленным, а пока что ребенку просто нравится в чем-то быть лучше. Играя с родителями в догонялки, он стремится быть быстрее, добежать первым. Когда это получается, малыш испытывает радость.

Игры между детьми тоже носят легкий состязательный характер. Одновременно с этим развивается воля. Конечно, пока еще волевое развитие только начинается. Малыши не умеют контролировать себя. Настойчивость проявляется, только если речь идет о выполнении какого-либо желания.

Уже к 2 годам для малыша важно одобрение взрослых. Он обычно криками и жестами привлекает внимание к тому, что сделал. Нет ничего плохого в том, чтобы похвалить кроху. Это стимулирует его повторить правильное действие. «Успех» приносит ему радость – малыш готов каждому новому человеку показывать, как он сам кушает ложечкой, завязывает бантик или надевает сам ботиночки.

Тут главное не переступать грань. Хвалить постоянно лишь за 1-2 действия неправильно. Он совершает действие - получает бурные похвалы. Ребенку тогда не хочется учиться новому. Лучше похвалите его несколько раз, давая закрепить результат, а затем переставайте. Тогда у него будет стимул вновь заслужить похвалы - получить удовольствие, удовлетворение. Позитивные эмоции стимулируют развитие.

Развитие эмоциональной сферы

Нормальное эмоциональное развитие детей раннего возраста благотворно влияет на становление личности. С помощью своих эмоций малыш создает свое «я». Для этого необходимо:


Общение

Родителям необходимо обеспечивать для ребенка позитивные изменения. Например, в выходной день погуляйте с ним по городу, сходите в парк, поиграйте вместе. Многие родители сильно устают – они включают детям мультики и занимаются своими делами. Такой опыт не самый позитивный. Сейчас основная масса эмоций идет от живого общения с:

  • родителями, родственниками;
  • воспитателями, учителями;
  • детьми разного возраста.

Но малышу
нужно научиться общаться. Покупая ему слишком много игрушек, давая возможность неограниченно смотреть телевизор, играть на телефоне, вы ограничиваете его эмоциональное развитие. Сейчас игрушки уже не вызывает так много радости у детей, как раньше. Они говорят, поют, танцуют – пропадает необходимость использовать воображение.

Дети радуются только моменту подарка, но скоро наступает эмоциональное пресыщение. Игрушки - это хорошо, однако ничто не заменит игр с другими детьми, от которых каждый раз море эмоций – от самых позитивных до негативных (ссоры, обиды). Сейчас важны все эмоциональные переживания.

Общаясь, мы получаем эмоциональный отклик. Даже взрослый человек, лишенный нормального общения с другими, постепенно теряет способность к эмпатии. Его начинают заботить только свои проблемы, а на переживания других он смотрит равнодушно. Очень плохо, если малыш в раннем возрасте ограничен в общении. Он просто не сможет научиться эмоциональной связи с людьми.

Статьи по теме: