Фотосъемка портрета, учимся снимать качественный портрет. Как выбрать место для портретной фотосъемки Портретная фотосъемка: позирование

В портрете важно подчеркнуть личность и характер человека, который на этом портрете изображен. Одним из способов достижения этого является выбор подходящего для съемки портрета места. Вот об этом давайте и поговорим сегодня.

Правильный выбор места для съемки - пожалуй, один из самых важных аспектов всего фотографического искусства. А в портрете особенно. От того, какое место вы выбрали для создания портрета, зависит и всё остальное: какое освещение вы подберете для более выгодного освещения модели, с какой экспозицией и с какого ракурса будете делать снимок, в какую одежду должен быть одет портретируемый, его поза и пропорции фигуры по отношению к окружающим предметам, находящимся в кадре, и многое другое.

Самым распространенным способом создания портрета является съемка в студии на статичном и тщательно организованном фоне. Но это довольно затратное удовольствие, и. к тому же, уже ставшее достаточно скучным, так как такие портреты снимали уже миллионы и даже миллиарды раз.

Согласитесь, намного более интересным делом как для фотографа, так и для модели будет создание портрета на живом, естественном фоне. Используя свое воображение, свою находчивость, фотограф, создающий портрет, всегда может подобрать для съемки какое-нибудь интересное, порой даже уникальное в своем роде место, создав этим в портрете определенную атмосферу, вдохнуть в снимок жизнь.

Место съемки должно что-то обозначать

На первый взгляд, самым простым и доступным вариантом подбора места для создания портрета будет удобное для вас самих, как фотографа, место. Например, у вас есть возможность поснимать на берегу Волги или озера Байкал, возле которых вы живете. Это мысль всегда, что называется, навскидку, первой приходит в голову. Но, к сожалению, это не всегда самый лучший вариант, даже если он действительно порой выглядит заманчивым.

Прежде чем начать снимать портрет, познакомьтесь с портретируемым поближе, пообщайтесь с ним некоторое время. Узнайте, чем увлекается этот человек, где он работает, какую музыку любит. Расспросите его про хобби, про любимые книги… Этот разговор даст вам множество идей для создания портрета пришедшего к вам человека. К примеру, если ваш клиент любит живопись - почему бы не устроить фотосессию в художественном музее на фоне живописных полотен великих мастеров. А если вы будете фотографировать, например, любителя рыбалки - почему бы для съемки не отправиться на речку…

Для съемки портрета всегда нужно выбирать такую натуру, которая бы для вашего портретируемого имела какое-то значение. Учитывая это, вы сможете создать замечательный портрет, которым будет доволен не только сам на нем изображенный, его друзья и близкие, но и ваши коллеги и даже строгие критики ваших работ. Портрет получится реалистичным, естественным. К тому же в привычной для себя обстановке человек всегда чувствует себя намного раскованнее, чем в незнакомом месте, тем более в фотостудии, в которую он, возможно, пришел в первый раз. А это все сказывается на настроении и состоянии портретируемого. Это очень важно для создания хорошего портрета.

Фотографу, занимающемуся портретной съемкой, очень важно понимать, что каждый человек - это прежде всего личность. Любой человек индивидуален. Двух одинаковых людей нет и быть никогда не может. У каждого живущего на Земле свой характер, свои привычки, свои вкусы. Вот именно поэтому для создания портрета фотограф и должен находить такие места для съемки, которые бы как можно лучше подчеркивали индивидуальность портретируемого. Это и есть самое важное в выборе места для съемки портрета.

В работе нужно использовать естественное освещение

Многие профессионалы в области фотографии не мыслят съемки без искусственных источников света даже на натуре. Это говорит нам о том, что свет в фотографии смело можно назвать одним из самых важных факторов.

Если вы задумали снять портрет, для этого мы рекомендуем выбирать наиболее светлые места. Но не забывайте так же и о том, что свет в портрете должен быть мягким и рассеянным. И ещё один достаточно важный момент: всегда нужно учитывать то, что очень даже нежелательно снимать портрет на улице в полдень. Полуденное солнце, стоящее высоко над горизонтом, особенно в городе, где мало зелени и затененных участков, создает чересчур контрастное освещение. Такое освещение своим грубым свето-теневым рисунком сможет легко испортить лицо даже самой красивой девушки. Вот поэтому, если уж вам пришлось снимать портрет на натуре именно в полдень, лучше сделать это где-нибудь в затененном месте, например, под пышными деревьями, в тени какого-нибудь дома, в маленьком тесном и тенистом дворике… В таких местах освещение в этот момент будет намного мягче и приятнее, чем на открытых площадях.

Ну, а если время позволяет вам работать с моделью на натуре утром или вечером - этой возможностью обязательно нужно воспользоваться. В эти периоды суток освещение становится очень мягким и красивым, свето-теневой рисунок на лице портретируемого будет очень привлекательным. Не зря часы рассвета и заката в фотографии называются «золотыми часами».

В случае, если вы снимаете портрет в закрытом помещении, в комнате, например, то модель нужно располагать таким образом, чтобы она находилась как можно ближе к источнику естественного света, то есть к окну. В этом случае, конечно же, можно использовать и подсветку портретируемого другими, искусственными источниками света. Но тут всё упирается в ваш бюджет, то есть, проще говоря, в наличие осветительного оборудования.

Не забывайте про укрытие

Когда вы фотографируете на открытом воздухе, на натуре, всегда существует вероятность того, что может испортиться погода. Например, неожиданно вдруг может хлынуть дождь… Вот поэтому при съемке на улице фотографу приходится всегда надеяться на его величество случай - а вдруг всё будет нормально, и ничего не помешает проведению фотосессии на пленере. Но, тем не менее, всегда лучше будет подстраховаться. Особенно если вы для создания портрета выезжаете куда-нибудь далеко за город, где нет ни кафе, ни магазинов, которые могли бы на какое-то время укрыть вас от ливня или других капризов природы.

На случай непогоды предусмотрите себе варианты отступления. В городе это могут быть, как мы только что сказали, кафе и магазины, а так же мосты, точнее, пространство под ними, подземные переходы, метро… За городом - автомобиль… А если недалеко деревня - можно к кому-нибудь и в гости попроситься. Или даже забрести… на коровник (заодно и доярок поснимать можно будет)!

Но, тем не менее, при съемке портрета на природе непогода в некоторых случаях из противника может даже превратиться в хорошего помощника фотографа. Точнее, наравне с портретируемым, дождь, например, может стать одним из персонажей портрета! Тут многое зависит от фантазии и воображения фотографа. Ну, и, конечно же, его мастерства. Порыскайте в Интернете, посмотрите, какие хорошие портреты можно создать под проливным дождем! Попробуйте поискать какой-нибудь навес, например, остановочный павильон, и использовать ливень как фон для вашего портрета! Снимайте до тех пор, пока будет позволять освещение. Ну, и если не промокните, конечно…

Ну, а уж если погода окончательно испортилась, и у вас нет никакой возможности продолжить съемку под открытым небом, для продолжения работы придется окончательно перебраться в помещение.

Подберите для съемки спокойное место

Городские улицы и площади, другие шумные места с большим скоплением народа - пожалуй, самые худшие места для съемки портретов. Праздно прогуливающиеся или спешащие по своим делам люди будут мешать вам в работе, мешать портретируемому сосредоточиться, раздражать его и вас своими вопросами. Да и вообще они могут быть весьма нежелательны, если даже и ненамеренно будут лезть в границы вашего кадра. В этом случае все участники процесса будут чувствовать себя неуютно, как говорят, «не в своей тарелке». Вот почему для создания портрета на свежем воздухе лучшим вариантом будет поискать более тихое и спокойное место, чем шумная городская улица. В тихом месте вы и модель сможете поработать спокойно и сосредоточенно, вас никто и ничто не будет отвлекать от увлекательнейшего процесса создания портрета.

Если вы решили снимать портрет в городе, то такое место вам будет найти достаточно трудно. Но, если хорошенечко подумать, побродить по улицам - то укромный уголок для съемки найти обычно бывает вполне реально. Это может быть дальняя аллея городского парка, тихий дворик дома на окраине или даже в центре города, в каком-нибудь переулочке… Даже в центре огромной и шумной Москвы такие дворики можно найти.

Ну, а уж если и это не удалось, то попробуйте поснимать на городских улицах ранним летним утром. В середине лета на улицах бывает достаточно светло уже в самые ранние часы, а людей почти никого нет. Все ещё спят или только собираются на работу. В это время город выглядит тихим и спокойным, и вдобавок ко всему этому, необычайно красивым. Одному из фотографов даже удалось создать великолепную серию снимков, на которых обнаженные девушки позировали ему на узнаваемых и известных городских улицах. Эти снимки были сделаны в 5-6 часов утра в середине июня.

Ну, и, как мы писали чуть выше, утреннее освещение очень хорошо для съемки портрета.

А ещё портрет на пленере хорошо снимать в лесу, на какой-нибудь лужайке, усеянной полевыми цветами, на пляже, когда сезон не располагает к купанию…Все эти места создадут прекрасный фон для портрета. Ну и еще, что очень важно, наедине с природой вы и ваша модель будете чувствовать себя свободно, независимо. Вы сольетесь с природой, будете ощущать себя частичкой той лужайки, того леса или моря, всего того, что находится около вас, что вас окружает. Такое единение подарит вам раскованность и свободу в творческом полете. И итог этой творческой работы должен быть просто замечательным!

Главное в портрете - человек. Не позволяйте фону его затмить

Конечно же, интересное и красивое место для съемки - это достаточно важно. Точнее, очень даже важно. Но иногда некоторые фотографы, особенно начинающие, почему-то забывают о том, что в портрете самое главное - это непосредственно человек, тот, кого мы фотографируем, а не то, что этого человека окружает. Яркий фон и присутствие в кадре множества отвлекающих деталей - это достаточно грубая и, увы, распространенная ошибка фотографов, работающих в этом жанре фотографии. Для того, чтобы избежать подобных ошибок, мы рекомендуем вам внимательно рассматривать фотографии других авторов. Да и свои работы нелишне будет иногда пересмотреть. И если при таком рассматривании той или иной фотографии ваш взгляд первым делом будет цепляться не за лицо человека, который на ней изображен, а за что-то другое, то знайте - или вы (если это ваш снимок), или другой фотограф идут в своем творчестве немного не в ту сторону, развиваются не в том направлении. Фон должен быть именно фоном, а не главным объектом на плоскости кадра. Фон не должен затмевать собой главный объект. Миссия фона - подчеркнуть красоту, важность, значимость главного в снимке, в данном случае - в портрете.

Самый постой способ уйти от отвлекающего фона - это грамотно сделать фокусировку. Попробуйте поработать с резкостью, с глубиной резко изображаемого пространства. Постарайтесь добиться размытости фона, но чтобы при этом главный объект, то есть лицо или даже только лишь глаза портретируемого, находились в идеальной резкости. В этом случае фон совершенно не будет отвлекать зрителя от главного в снимке, его взгляд будет направлен именно на лицо портретируемого человека.

Ну, и, конечно, нужно тщательно проработать композицию снимка, и без сожаления убрать из кадра все лишнее и ненужное. Ну а теперь давайте попробуем подвести итог всего того, что мы сегодня изложили в этой статье.

Первое. Выбор места для создания портрета у фотографов, даже самых опытных, занимает порой немало времени и требует определенной творческой работы. Тем не менее, именно на это и должно прежде всего быть нацелено ваше внимание ещё до начала съемки.

Второе. Подобрав для съемки место, которое идеально подходит для создания портрета какого-то конкретного человека, вы сможете в одной лишь фотографии показать всю его историю, высветить для зрителя его характер, передать атмосферу, создаваемую этим человеком, рассказать о нем как о богатой личности. Главное - чтобы этот человек был узнаваем не только визуально, но и духовно. Чтобы в портрете была видна его индивидуальность, его человеческая сущность.

Вот и все на сегодня. Нам остается только пожелать вам творческой удачи. Надеемся, что наши рекомендации будут вам полезны.

Существует множество фотографов, которые специализируются исключительно на портретной съемке. И их пристрастие вполне объяснимо: портретная фотография – один из самых сложных и интересных жанров в фотоискусстве, который раскрывает характер человека.

Захватывающе? Тогда вам просто необходимо узнать все о технике съемки портрета.

Настройки фотоаппарата для съемки портрета

  1. Лучше всего пользоваться режимом приоритета диафрагмы. Открытая диафрагма при съемке портрета – это идеальное решение. Таким образом вы «замылите» задний фон, создадите эффект боке, удачно выделив объект съемки. Наверняка вы предполагали, что мы дадим вам волшебные цифры безупречных, подходящих к любому случаю, настроек. Но, к примеру, об определенных значениях диафрагмы мы не можем ничего сказать, так как диафрагма будет зависеть от конкретных случаев, условий съемки, а также от возможностей камеры и ее объектива.
  2. Для того чтобы исключить зернистость и шум, выставите минимальное значение ISO . Данные параметры напрямую влияют на яркость снимка и настраивать их нужно исходя из освещенности, но мы рекомендуем устанавливать самое маленькое значение, которое возможно. Однако степень проявления шумов при высоком ISO зависит от вашей камеры и оптики, которая на ней установлена. И потому настройки светочувствительности будут индивидуальны в каждом случае. Кстати об оптике: если вы хотите посвятить себя портретной фотографии, то объектив для съемки портретов – это просто идеальное решение.
  3. Так как человек не может замереть неподвижно как статуя, а играть с моделью в игру «Морская фигура, замри!» как-то не комильфо, во избежание размазанных снимков просто установите выдержку на 1/60 - 1/125 секунд.
  4. С балансом белого особо не мучайтесь. Для любых условий подойдут и стандартные настройки. Если душа требует больше творчества, то на этовсегда есть ручной режим М.
  5. Режим экспозамера – это также важный параметр в портретной фотосъемке. Большинство современных фотоаппаратов предлагают выполнить усредненный, то есть по всему кадру. Также вы можете применить его на небольшом участке по центру кадра (оценочный или точечный).

Съемка портретов в помещении

Если вы ограничены в бюджете и не располагаете серьезным световым оборудованием и аренда студии ни вам, ни вашей модели также не по карману, воспользуйтесь просто светом из окна. Съемка портрета в домашних условиях может пройти весьма успешно, если снимать в комнате с одним окном и немного подсветить части лица, оказавшиеся в тени, с помощью отражающего экрана. Экран расположите примерно на метр-два от модели.

Если вы решили поснимать в солнечный яркий день, когда прямой свет беспощадно освещает лицо, советуем вам слегка завесить окно белой легенькой таканью. Так вам удастся избежать неприятных теней на лице модели (если вы, конечно, не хотели превратить эту неприятность в изюминку фотографии).

Съемка портретов в домашних условиях: практические советы

  • Попросите модель встать к окну боком на расстоянии около полтора метра. Сами разместитесь к окну спиной таким образом, чтобы зрительная ось была перпендикулярна плоскости окна.
  • Фоном могут быть как однотонные стены, так и какой-нибудь яркий элемент. Для того чтобы подобрать идеальный ракурс попросите вашу модель походить по помещению, пока вы не подберете наиболее подходящие вашей задумке условия освещенности. Так как снимая в помещении приходится выставлять более длинную выдержку и потому съемка портрета со вспышкой, если у вас, конечно, нет штатива, просто неизбежна. Вспышку направьте наверх, а отражатель привяжите таким образом, чтобы он мог отбрасывать свет на модель.
  • Вот вам отличная схема освещения для качественного результата. Используйте пару электронных вспышек, которые расположите на расстоянии примерно в полтора – два с половиной метров друг от друга. Главным источником освещения придайте объекту съемки желаемый эффект, а дополнительные поместите как можно ближе к объективу сверху, используя их для высвечивания теней.

Ниже мы привели описание нескольких классических схем освещения используемых для съемки портрета в студии.

1. Возьмите два дополнительных источника освещения и расположите их под небольшим углом по отношению к модели. Это поможет вам придать дополнительный объем снимку.

2. Один источник направьте параллельно камере, другой разместите под острым углом по отношению к модели, закрепив его на высоте около трех метров. Третьим сзади и слегка сбоку подсветите голову модели – это позволит вам создать объем в кадре. Фон осветите четвертым источником света.

3. Для того чтобы немного смягчить картинку воспользуйтесь отраженным светом, который можно получить, если направить осветительный прибор на стены и в потолок.

4. Самый простецкий прием освещения осуществляется с помощью единственного источника – отражающего экрана. Способ прост как три копейки, но, несмотря на это, с помощью него можно создавать необычные световые эффекты.

Съемка ночного портрета

Портреты на черном фоне с яркими цветовыми пятнами обычно смотрится очень необычно и контрастно. Правда, такие условия требуют хорошую внешнюю вспышку и отсутствие слишком длинных выдержек. К примеру, выдержку секунд в тридцать вам никак не получится выставить. Ибо даже самая мощная вспышка не придаст объекту четкости в таких условиях, только в том случае, если модель надолго замрет в одной позе.

А теперь мы постараемся описать технику ночной съемки портретов на фоне красочных огней ночного города.

  • Попробуйте выставить выдержку от 1/15 до 1/10 сек.
  • Значение диафрагмы установите не очень большое, в некоторых случаях f 1.8 отлично подходит.
  • Фотосъемка портрета в ночное время, как мы уже говорили, предполагает применение вспышки. В принципе, за неимением внешней вспышки, вы можете попробовать и встроенную: просто поставьте синхронизацию по второй шторке, дабы снимок не получился смазанным.
  • Если вы снимаете с внешней вспышкой, то ее можно настроить так же, как и встроенную. Сначала попробуйте на автоматике, если такой вариант вам не подойдет – врубайте ручной режим и веселитесь с настройками хоть всю ночь.
  • Отраженный свет лучше всего подходит для такого вида съемки, и посему воспользуйтесь зонтами. Если вы располагаете синхронизатором, разместите вспышку на штатив под 45 градусов, сбоку от модели. Благодаря этому ваш снимок приобретет глубину и контрастность.
  • Желаете выделить задний фон посильнее? Выставите в настройках большое значение ISO.

Распространенные ошибки при съемке портрета

  1. Съемка с применением широкоугольного объектива. Такая оптика не подходит для портретной съемки, так как она гипертрофированно передает перспективу. Если вы хотели получить комичный эффект – пожалуйста, но если съемка художественная, то применять такой объектив не стоит.
  2. Нерезкие глаза. Глаза – это, пожалуй, самая важная вещь в портрете и поэтому они должны быть резкими, особенно тогда, когда вы снимаете с открытой диафрагмой для того, чтобы ограничить ГРИП.
  3. Слишком большая глубина резкости. Снимать с закрытой диафрагмой – это тоже не самая лучшая идея. Резкий задний фон будет отвлекать от главного объекта съемки, и фотография будет смотреться не очень хорошо
  4. Торчащие из головы предметы. Это может произойти, если вы не обратите должного внимания на задний фон. Конечно, выглядывающее из головы дерево или дорожный знак можно убрать и в редакторе при пост-обработке. Но зачем нагружать себя лишней работой, если можно обратит внимание на фон и при необходимости слегка отойти в сторону.
  5. Неправильный ракурс и высота съемки. Правильную высоту для съемки лучше всего подбирать исходя из контекста изображения и субъекта, но самый лучший результат, как показывает практика, можно получить, снимая с уровня глаз портретируемого.
  6. Резкие тени. Зачастую такие тени не дают благоприятного эффекта для снимка.
  7. Красные глаза. Чтобы избежать этого переместите вспышку подальше от объектива (если она не встроенная, конечно)
  8. Перебор с деталями. В погоне за резкостью глаз, мы зачастую забываем об остальном. Не стоит использовать режимы, повышающие насыщенность - они могут подчеркнуть недостатки кожи, которые потом придется долго и кропотливо ретушировать.

  1. Перед тем, как взять в руки фотоаппарат, вам нужно решить, какой снимок вы хотите получить в результате. Какова цель вашей съемки? Быть может, это деловой портрет, фотосъемка в стиле фэшн, съемка для продвижения в интернете или же вы просто решили художественно сфотографировать друга. Как следует продумайте настройки и стиль будущей съемки, исходя из того, какая задача перед вами поставлена.
  2. Определились с целью съемки? Отлично! В таком случае вам будет легче подобрать соответствующее для нее место. Что может идеально подходить для реализации вашей задумки? Для художественного фото это может быть лес, заброшенный дом или любое другое загадочное место. Фэшн съемку можно организовать в студии или прогуляться по ночному городу. А деловой портрет можно сделать в кафе или офисе.
  3. Если вы работаете на открытом воздухе при естественном освещении, то очень важно учесть время суток, в которое будет проводиться съемка. Мы не советуем снимать в середине солнечного яркого дня, когда солнце особо беспощадно, ибо прямой свет, ослепительные лучи солнца, усложнят вашу работу, а избежать пересвета будет довольно сложно.
  4. Не забывайте об основах светотени, которые каждый изучал еще в школе на уроках ИЗО. Жесткое резкое освещение провоцирует появление драматичных теней. Если такой расклад в ваши планы не входил, то постарайтесь создать условия, при которых свет падал бы сразу на весь объект. Что касается мягкого света, то он может создать такой эффект, при котором все предметы будут казаться более плоскими, но зато подобное освещение может избавить вас от лишних волнений по поводу потери деталей в темных или ярко освещенных пространствах.
  5. Преимущество работы в студии – это свобода с художественными экспериментами посредством искусственных источников освещения. В полевых условиях, это конечно же, невозможно. Но в студии вам, как фотографу, все карты в руки! Мы можете выставлять различные световые схемы, передвигать и регулировать высоту и наклон источников в соответствии с задумкой. Иными словами работа в студии дает вам почувствовать себя повелителем света.
  6. Очень важно выстроить грамотную работу с моделью. Достигнуть взаимопонимания, найти контакт и расположить к себе человека. Не думайте, что модель умеет читать ваши мысли – общайтесь с ней! Говорите о том, какую позу ей лучше принять, куда посмотреть. Улыбайтесь, шутите, создавайте непринужденную обстановку, в которой человек будет чувствовать себя комфортно и сможет раскрыться.

Если вас привлекает фотосъемка портретов – обучение вам просто необходимо. Наша может предложить большое количество различных курсов, которые проводят профессиональные фотографы. Мы рады всем!

Портрет - не только самый популярный жанр фотографии, но и один из самых тяжёлых. Для того чтобы получить действительно качественный портрет, недостаточно лишь установить правильную экспозицию и получить резкое изображение.

Портрет, прежде всего, должен нести в себе информацию о характере человека, его внутреннем мире, настроении и эмоциональном состоянии.

Чтобы передать эту информацию зрителю, сначала её надо поймать в кадре, что требует от фотографа немалого опыта и чувства момента. Сколько существует фотографов, столько же существует способов съёмки портрета . В портрете нет каких-либо ограничений для творчества, есть только несколько правил, каких следует придерживаться.

В этой статье я раскрою некоторые основные моменты при съёмке портрета как в студийных условиях, так и вне студии. Материал будет полезен как начинающим фотолюбителям, так и тем, кто желает поднять уровень своих фотографий на порядок выше.


Что нужно для съемки портрета

Объектив

Объектив - важнейший элемент любой камеры, уровень которого определяется родом применяемых материалов, качеством их обработки, функциональностью, светосилой, диапазоном фокусных расстояний и т.д. и т.п. Чем выше эти показатели, тем дороже изделие. Существуют объективы, цена которых превышает стоимость 3-х комнатной квартиры с евроремонтом (100-200 тыс.евро). Но статья не об этом. Часто можно увидеть портрет (крупный план) красивой девушки с деформированным лицом, центральная часть которого немного выпуклая - эффект "большого носа".

Расстояние от камеры до модели 1,6 - 1,8 м

Такой эффект может вызвать высокая дисторсия объектива или другие факторы, которые приведены ниже. Снимать портрет можно объективом с любым фокусным расстоянием, но при одном условии: нельзя подходить к объекту ближе чем на 1,6 - 1,8 м. Только на этом расстоянии сохраняются естественные пропорции лица и исключается искажение. В противном случае вы получите портрет с искажённым лицом, сработает, так называемый, эффект "большого носа".

Объектив с фокусным расстоянием 85 или 135 мм

Снимая нормальным (штатным) 50-ти мм. объективом или компактным фотоаппаратом (мыльницей), см. фото выше, фотолюбитель, желая снять крупноплановый портрет, естественно, подходит ближе к портретируемому не подозревая что тем самым он наперёд определяет будущее искажение изображения. Поэтому, лучшим вариантом для съемки портрета является объектив с фокусным расстоянием 85 или 135 мм.

Снимая таким объективом с расстояния не ближе 1,6-1,8 м., получаем крупный план с минимальным влиянием фона, сохраняя при этом естественные пропорции основного объекта. Для уменьшения резкости фона и избыточной резкости переднего плана (отбить фон), снимаем с диафрагмой F 5,6 или при большей дырке.

Запомните, чем больше светосила объектива (чем меньше число F, например: 1:1,4), тем шире диапазон выбора параметров настройки экспозиции, глубины резкости. А значит, больше возможностей для реализации поставленных задач и планов фотографа.

Свет

Не важно какое осветительное оборудование вы используете, студийный свет или простые внешние импульсные вспышки. Важно чтобы свет был (естественный в том числе) и вы умели его грамотно использовать.

Фотокамера

Опять же, не важно какую фотокамеру использовать: пленочную или цифровую, важно чтобы она у вас была в рабочем состоянии.

Фотостудия

Если есть своя фотостудия - это здорово, но наличие фотостудии не обязательно. Как показывает практика, используя комбинированный или естественный свет при съемке портрета вне студии, можно получить великолепные результаты. Где вы снимаете портрет - не важно, важно что , как и зачем . Поэтому, если у вас нет фотостудии - не расстраивайтесь, учитесь снимать портреты , снимайте везде где только можно, и вам воздастся.

Светочувствительность (ISO)

Какое значение ISO является оптимальным при съемке портрета?

Всё зависит от условий съёмки, характера снимка, целей и задумки фотографа. В зависимости от возможностей камеры, светосилы объектива , осветлительных приборов, устанавливаем ISO 50 или 100. Как правило, для высокого технического качества изображения, при нормальных условиях фотосъемки, надо использовать наименьшее значение ISO.

Чем выше числовое значение ISO, тем больше шума в полутонах и тенях, отсюда - ниже техническое качество фотоснимка. Это правило касается как цифровых так и плёночных фотокамер. Для последних, тех. качество снимка определяется уровнем используемых фотоматериалов при изготовлении и обработке.

Выдержка (скорость затвора)

Выдержка при съёмке портрета должна быть как можно короче, чтобы зафиксировать наиболее естественное выражение лица и предотвратить смаз изображения (шевеленку). Оптимальная выдержка = 1/200сек.

Экспозамер (метод замера экспозиции)

Чтобы не потерять удачный кадр из-за "вылетевших" участков светов, при съемке портрета стоит использовать центрально-взвешенный метод замера экспозиции. Камера производит замер по всему полю кадра, присваивая наибольший вес его центральной части, тем самым предотвращает переэкспонирование светлых участков кожи и одежды.

Взаимодействие с моделью

Фотограф-портретист обязательно должен быть немного психологом, чувствовать состояние человека. Задача фотографа - зафиксировать максимум эмоций за короткое время. Но чтобы вызывать эмоции, необходимо находить те струны, которые наилучшим образом помогут человеку открыться. Фотограф обязан быть коммуникабельным, чтобы создать творческую и раскрепощённую атмосферу в фотостудии или на пленере, см. фото ниже.

Тандем «фотограф-модель»

Разного рода шутки также способствуют раскрытию модели. Тандем «фотограф-модель» - вот на чём должен базироваться процесс съёмки. Если модель скована, зажата, бросьте все силы на то чтобы "расшевелить" её, и только после этого начинайте съёмку если хотите получить динамичные и живые снимки.

Некоторые девушки, придя фотографироваться к профессиональному фотографу в первый раз, просто боятся камеры. В этот момент их единственная мысль – «как я выгляжу?». В результате, мы фиксируем не настроение человека, а его реакцию на предмет в наших руках – фотокамеру. Перед которой она, как перед зеркалом, пытается играть, соответствовать тому образу прекрасного, который сама себе создала, который может нравиться только ей. Она подсознательно меняет выражение лица, хочет казаться лучше, но «лучше» в ее собственном понимании.

Очень большим плюсом обладает цифровая фототехника – можно сразу показать результат. Модель увидев себя в «своём образе» - понимает как нелепо она выглядит, после чего более внимательно прислушивается к словам фотографа. Перед съёмкой, фотограф должен чётко знать что хочет снять. Должен иметь наброски будущих снимков в своём воображении (а лучше также и на бумаге), чтобы в процессе съёмки не утомлять ненужными позами и поиском образа ни себя ни модель.

Эксперименты с ракурсом

Портрет не должен быть скучным, каноническим. Не привязывайтесь к какой-то одной точке при съёмке. Чем чаще менять положение камеры, тем больше интересных ракурсов можно найти.
Застывшая в одной позе модель - гарантия провала фотосессии. Не бойтесь экспериментировать. Бывает, что самый удачный кадр из всей сессии может скрываться в необычном положении камеры, модели, положении источника света и т.д. Не используйте шаблонные позы модели. Фотография - это тот вид искусства где каждый фотограф должен тем или иным образом выделятся среди коллег по цеху. Стремитесь создать собственный стиль.

Кадрирование

Выбирая вариант кадрирования портрета, следите за "правильным отрезанием" рук, ладоней, ног и головы. Нельзя отрезать часть ладони или ступни как показано на фото. Лучше вовсе не резать ладони/ступни, и оставлять их целиком. Ноги допустимо резать чуть выше колен, а руки - выше локтя. Этих правил не всегда получается придерживаться, но об этом надо знать, и обращать на это внимание при компоновке кадра. В статье выбираем фотографа также есть информация об этом, есть примеры кадрирования.

Воздух в кадре - линии фона

Пустое пространство в кадре может быть сильным композиционным ходом. Уходите от "зажатых" кадров. Снимая портрет на фоне природы, избегайте прохождения линий горизонта и/или линий архитектурных сооружений как-бы сквозь голову модели. Подбирая ракурс, следите чтобы из головы модели не рос, например, электрический столб или какой-нибудь контрастный, по отношению к общему фону, элемент архитектуры или декораций.

Взгляд не в камеру

Взгляд не в камеру бывает очень выигрышным, хотя, может и не таким интимным, как при прямом взгляде. При компоновке кадра старайтесь оставить в композиции пространство для взгляда модели.


Индивидуальность

Часто индивидуальность человека раскрывается в случайных кадрах. В процессе съемки, как правило, возникают непродолжительные паузы между подготовкой того или иного кадра, выбора удачного ракурса и/или положения светотени. Но даже в такие моменты нельзя уж слишком расслабляться фотографу, будьте всегда на чеку, так как можно пропустить хороший кадр.

Прямой взгляд

Прямой взгляд, вызов в глазах может приоткрыть черты характера модели, проявить скрытые эмоции. Прямой взгляд может расположить к себе зрителя, но может и оттолкнуть. Это надо учитывать при съемке портрета. Но, опять же, все зависит от идеи конкретного снимка, а также от того какие эмоции должен вызывать портрет у зрителя.

Фон в студии

Фотосессия на одном фоне выглядит скучновато. Фон в студии необходимо менять время от времени, чтобы при дальнейшей обработке можно было поиграть фантазией, добавлять на фон различные элементы изображения. Если вы собираетесь полностью менять фон на фотографии, например, на пейзаж с зелёным лесом, в таком случае, желательно использовать зелёный фон в студии для упрощения вырезания в редакторе. Использование нейтрального серого фона даёт хороший результат как при вырезании, так и при настройке баланса белого при конвертации c RAW. Стены в студии должны быть нейтрального цвета, чтобы не бликовать на фотографии ненужным цветом.

Не обязательно иметь большую фотостудию и дорогую камеру чтобы снять кадр который заставит зрителя задержать взгляд на снимке. На один и тот же снимок разные люди смотрят одинаково, но видят по-разному, добавляя что-то от себя, дорисовывая в воображении невидимое другим.

Съемка портрета - это та область фотографии, где фотограф может раскрыть свой потенциал наилучшим образом, экспериментируя со светом, позами модели и ракурсами съемки. Всем желаю больше удачных снимков!

Еще по данной теме.

Каждый фотограф распоряжается своими знаниями по-своему. Он может прийти к определенному результату путём различных экспериментов. Сейчас мы разберёмся с принципами работы света в портретной съёмке путём рассуждений и экспериментов. Жесткий свет позволяет подчеркнуть формы и объём. Именно этим мы и займёмся.

Рисующий свет

Сначала возьмём рефлектор и просто направим на модель:

Рисунок получился очень контрастным. Тени проваливаются в чёрный цвет. Это освещение получено при помощи рефлектора, который установлен на расстоянии меньше одного метра и с установленными сотами и диффузным фильтром. Рефлектор освещает модель и только. На фон свет не попадает. Если убрать соты и отодвинуть источник света, то освещение станет более рассеянным, свет попадёт на фон, стены, отразится от них и вернется к модели. Это всё приведет к потери контраста. Снимок станет более мягким, но мы сейчас учимся работать с жестким светом, поэтому оставим всё как есть и перейдём к решению следующего вопроса.

Освещение фона

Работая в студии нет никакого смысла использовать малую глубину резко изображаемого пространства. Фон обычно находится близко к модели и размывать то и нечего. Лишь одноцветный фон. Объем приходится формировать при помощи света. Именно освещение фона даст объём и позволит построить композицию. Драматичность нашего сюжета требует такого же фона. В данном случае можно просто сделать за моделью небольшое световое пятно. Расположить его следует немного ниже головы.

Если освещение фона несоизмеримо мало по отношению к освещению модели, стоит увеличить мощность фонового света.

Увеличение мощности фонового света сделает световое пятно не только ярче, но и больше в размерах. Всё должно быть сбалансировано, поэтому, регулируя мощность, находим оптимальный вариант.

Заполняющий свет

Заполняющий свет используется в студийной фотографии практически всегда. Его не используют только если нужно получить абсолютно чёрные тени. Заполняющий свет вытягивает детали, освещая затемнённые участки. Нельзя сильно подсвечивать тени. Тогда будет потерян и объём, и контраст. Нужно лишь слегка подсвечивать тени.

Лучший способ получения заполняющего света - это направление рефлектора в стену за фотоаппаратом. Тогда отражённый поток будет рассеиваться по комнате и мягко заполнять тени.

Не всегда заполняющий свет даёт существенное влияние на снимок. Иногда его можно практически не замечать, но если всмотреться в детали, то будут видны мельчайшие детали в тенях, которые без этого света были недоступны.

Регулируя мощность, подбираем подходящую настройку заполняющего света.

Еще светлее - 1 от максимума.

Большое количество заполняющего света изменит стиль фотографии на высокий ключ и полностью уберет драматизм. При грамотной настройке света, жесткие источники могут создать мягкую картинку.

Светофильтр на рисующем источнике света

Пришло время поработать с температурой света. Контраст нейтрального фона и тёплого цвета кожи смотрится не очень хорошо. Заполняющий свет и подсветку фона нужно сделать теплее. Это мы будем делать в графическом редакторе. Для съёмки мы немного охладим рисующий свет. Изменения тона кожи должны быть едва заметны.

В RAW-конвертере увеличиваем температуру цвета c 5600K до 6200K. Это компенсирует охлаждение цвета кожи и сделает фон теплее.

Отражатель

Отражатель мы будем использовать в качестве контрового света. Отражатель должен уловить контровой свет и подсветить некоторые участки модели. Тут нужно внимательно следить за результатом, так как отражатель иногда портит вид, подсвечивая то, что лучше оставить в тени.

Часто может случиться так, что отражатель будет работать как заполняющий свет.

Дополнительный свет

Если добавить ещё один рефлектор, который будет светить на отражатель, то можно свободно регулировать его положение и интенсивность.

Если мощность окажется слишком большой, то свет создаст яркое пятно, которое будет отвлекать внимание.

Небольшая регулировка позволит добиться оптимального освещения.

Фотографирование

При жёстком освещении любая смена положения головы или поворот корпуса модели изменит рисунок теней и всё, что настраивалось превратится совершенно в другую картину. Поработав со светом и добившись нужного результата, нужно сделать достаточное количество снимков. Затем можно позволить модели намного подвигать головой и корпусом, но выходить из области освещения нельзя. Это даст возможность взглянуть на картину иначе. Иногда такое решение помогает найти более удачное положение.

Далее можно позволить модели двигаться свободно. Так как источники света построены для определенной позы, навряд ли получится что-то стоящее, поэтому по ходу движения следует изменять положение осветительных приборов.

При наклоне головы тени упадут на глаза и они полностью провалятся в чёрный цвет.

Поворот головы не лучшим образом сказался на виде фотографии, но если перестроить свет, может что-то получиться.

В итоге вы можете вернуться к тому, с чего начинали или найти что-то совершенно новое. Видение приходит с опытом и практикой, так что работа и эксперименты - это длинный и тяжёлый путь к успеху.

Все мы, творческие люди, с чего-то начинаем свой путь. Маленькими, но уверенными шажками мы двигаемся к исполнению своей мечты, осваивая все новые и новые горизонты.

Кто-то очень мудрый давно озвучил мысль, что лучше неуверенно и медленно двигаться вперед , чем уверенно стоять на месте.

Так вот, когда ты, увлеченный миром фотографии, переснимал все локации в городе по нескольку раз, да еще и по жуткому холоду, вдруг понимаешь, – пора двигаться дальше.

“Студийная съемка” , “студийный свет”, “фотостудия ” – произносишь эти слова и видишь, как начинающий фотограф начинает теряться. Но не так страшен черт, как его рисуют.

Отбрось свою неуверенность, друг, мы здесь, чтобы помочь тебе переступить этот порог!

Итак, о чем важно помнить, что нужно посмотреть, и как вести себя в студии? Мы готовы ответить на эти вопросы. Поехали!

1. Выбирай студию с умом.

А это значит, что это нужно делать исходя из характера съемки и своих потребностей как фотографа.

Основная ошибка: бронирование фотостудии по первой рекомендации друга-фотографа , не выясняя обстоятельств.

Разновидностей студий достаточно: интерьерные, студии дневного света, павильоны только с импульсным светом, аква-студии , ну и конечно же те, которые объединяют в себе все эти характеристики.

Перед тем, как оплатить студию, узнай как минимум ее площадь, высоту потолков, изучи ее оборудование, и входит ли в стоимость аренды его использование. Зачем знать площадь студии? Если у тебя в арсенале камера с кроп-фактором 1.5 и портретник , тебе вряд ли будет удобно снимать ростовые портреты в павильоне площадью 15 кв.м.

2. Прочитай правила аренды и работы в студии.

И желательно сделать это до начала съемки .

Основная ошибка: игнорирование правил, что приводит как минимум к неудобству работы, как максимум – к невозможности проведения съемки .

Конечно, важно знать, брать ли с собой сменную обувь, но еще важнее, сколько денег потеряешь ты или твой клиент, если вы отмените съемку. А еще некоторые студии ограничивают допустимое количество человек, которое одновременно может находиться в студии; требуют доплаты за использование реквизита и за работу ассистента.

3. Попроси о помощи.

Основная ошибка: уверенность в том, что ты все умеешь. Как следствие – потраченные ресурсы на съемку , результат которой не оправдал ничьих ожиданий.

Если вдруг перед съемкой что-то помешало тебе прочитать о том, какое оборудование вообще бывает в студиях и как приблизительно его использовать, то на помощь тебе придет ассистент. Он вкратце расскажет, что к чему, включит тебе все и даже (!) правильно выставит тебе весь свет. Вопросы о перемещении реквизита и мебели по павильону тоже к нему.

Но бывают ситуации, когда работа ассистента не входит в стоимость аренды, а студия тебе очень нравится. Что делать? Тут есть несколько вариантов:

  • взять с собой друга-фотографа , который все знает;
  • арендовать другую студию, но вернуться в понравившуюся, когда станешь более уверен в своих силах;
  • никого не слушать, изучать примочки работы в студии круглосуточно в течении двух недель до съемки , и показать всем класс.

4. Следи за временем.

Это правда очень важно.

Основная ошибка: ты думаешь, что ты все успеваешь. Но вот только-только ты включаешься в процесс, и тут администратор напоминает тебе о том, что твое время на исходе.

Все мы, когда ныряем с головой в процесс создания шедевров, забываем обо всем вокруг, не говоря уже о часах. Рассчитай, сколько тебе нужно времени на подготовку, непосредственно на съемку , другие организационные моменты и сборы. Это, конечно, прозвучит несправедливо (ты же заплатил ровно за час аренды), но лучше закончить съемку за десять минут до истечения оплаченного времени. Это позволит спокойно собраться, навести после себя порядок и даже ничего не забыть.

5. Расслабься.

Пункт для тех, кто очень любит переживать.

Основная ошибка: ты не можешь удержать камеру в трясущихся руках:)

Мы понимаем и знаем, как никто другой, что что-то новое – это всегда что-то очень волнительное. Но в данном случае, это будет здорово мешать ритму работы.

Как не превратить свои первые опыты съемки в фотостудии в результат из серии “ожидание-реальность” ? Ребята, просто возьмите себе за правило, что к съемкам всегда нужно готовиться. Отбросьте все волнение и делайте то, что у вас лучше всего получается.

Если вы любите то, что делаете, результат не заставит себя ждать. Развивайтесь, работайте над собой и покоряйте новые пьедесталы.

Статьи по теме: