Гендерное воспитание детей младшего дошкольного возраста. Гендерное воспитание в условиях детского сада Гендерное воспитание дошкольников с онр

Гахраманова Севиндж Салим кызы Воспитатель ГБОУ школа 1272 г.Москва

Термин «гендер» , появившийся в западной психологии в 1950-х годах, был связан, прежде всего, с изучением людей, чья самоидентификация в качестве мужчины или женщины не совпадала с биологическим полом. Тогда был поставлен вопрос, какие же социальные, психологические, поведенческие качества и модели поведения в современном обществе присущи людям разных полов. В качестве определения гендера в современной отечественной науке предложена дефиниция, разработанная И.С. Клециной, которая понимает гендер как «специфический набор культурных характеристик, которые определяют социальное поведение женщин и мужчин, их взаимоотношения между собой. Гендер, таким образом, относится не просто к женщинам или мужчинам, а к отношениям между ними, и к способу социального конструирования этих отношений, то есть к тому, как общество «выстраивает» эти отношения и взаимодействие полов в социуме» (И. С. Клецина, 2004, С. 71) . Таким образом, из теории следует, что гендер – не природная данность, а социальный конструкт (Т. В. Бендас, 2006, С.16) . Гендер предполагает полоролевое самоосознание индивида, на которое можно и должно влиять путем воспитания, причем, чем раньше начнется такое воспитание, тем лучше.

С чем сталкивается воспитатель детского сада, работая с группой детей в детском саду? Мальчики и девочки, осознавая свою принадлежность к мужскому или женскому полу (таковая самоидентификация, по мнению детских психологов, происходит уже к 2-м годам) , не всегда демонстрируют присущие своему полу качества и линии поведения: мальчики могут быть плаксивы, нежны, несамостоятельны и зависимы, девочки, напротив, активны, лишены терпения, скромности, склонны к конфликтам. Педагогически это понятно – дети пока малы, переживают или только что пережили кризис 3-х лет, качества их личности неустойчивы и подвижны . Но не может не настораживать тот факт, что тенденция смещения гендерных моделей, наблюдаемая в последние двадцать лет, проявляется последнее время особенно остро. Поэтому гендерному воспитанию, понимаемому как полоролевое воспитание, уделено пристальное внимание в федеральных государственных стандартах образования, разработанных для детских дошкольных учреждений. К концу обучения в ДОУ, т.е. к 6-7 годам, стандарт предполагает, что «Ребенок имеет первичные представления о себе, семье, традиционных семейных ценностях, включая традиционные гендерные ориентации, проявляет уважение к своему и противоположному полу» (Н. Е. Веракса, Т.С. Комарова, М.А. Васильева, 2014.)

Работа, направленная на достижение заданного стандарта, имеет несколько направлений.

Прежде всего - общее формирование у педагогов понимания психологических различий мальчиков и девочек в процессе дошкольного развития. Мозг у детей мужского и женского пола развивается в разные сроки, имея при этом качественные различия, которые необходимо учитывать. У девочек раньше формируется левое полушарие мозга, ответственное за логические построения и речь. У мальчиков до среднего школьного возраста идет опережающее развитие эмоциональной сферы. Для мальчиков пред-почтительно зрительное восприятие, девочки уже способны воспринимать информацию на слух. (Л. И. Божович, 2016, С.307-309) . Отсюда обманчивое впечатление общей «развитости» , ответственности, настойчивости и эмоциональной стабильности девочек. Все эти особенности, зачастую прямо противоположные окончательным гендерным стереотипам поведения мужчин и женщин, воспитателям следует учитывать.

Далее – необходима работа педагогов ДОУ с родителями. Весьма часто в можно наблюдать, что в семье ребенка воспитывают именно как ребенка, нивелируя половую принадлежность дошкольника, что объясняется родителями малым возрастом чада. Необходимо, чтобы родители были в курсе важности гендерного воспитания, а также методик, применяемых для этого в ДОУ (Т. Н. Доронова, 2008) . Очень желательным является и привлечение родителей к процессу гендерного воспитания в рамках взаимодействия семьи и ДОУ.

Третий важный момент - для формирования гендерной идентичности дошкольников важную роль играет предметно-развивающая среда, где мальчики и девочки имеют возможность общаться, играть, трудиться вместе, но при этом они могут и проявить свои индивидуальные качества, а также особенности, присущие своему полу (Я. С. Коломинский, 2001. С.20)

Ведущим видом детской деятельности для дошкольников является игра. Именно в сюжетно-ролевой игре происходит усвоение детьми своих гендерных ролей. Даже младшие дошкольники, не говоря уж о средних и старших для развертывания сюжетной игры нуждаются в совокупности игровых предметов, задающих «воображаемую ситуацию» , неважно, связана эта ситуация с мужским, женским или совместным действием.

Как ни странно, в оборудовании ДОУ зачастую преобладают предметы, преимущественно создающие среду для игр девочек, нежели мальчиков: куклы, коляски, кукольная одежда, разнообразная кукольная мебель или игровое пространство, имитирующее приспособления для женских профессий или домашних занятий: парикмахерская, игрушечный магазин, игрушечная кухня, ванная и т.п. На долю мальчиков чаще всего остаются разнообразные машинки, которые являются скорее не средством для создания игровой среды, а сугубо операционным предметом в игре (С. Е. Кувшинова, 2013) . Поэтому внимание должно быть уделено формированию «мальчишеской» игровой среды: игрушечного «автопарка» , наличию наборов игрушечных инструментов для освоения той или иной «мужской» профессии, детская военная / полицейская / пожарная / морская форма, игрушечная железная дорога и т.п. Важная роль в развитии игровой деятельности детей принадлежит конструированию из крупного строитель-ного материала. Мальчики сначала под руководством воспитателя, а затем и самостоятельно могут конструировать гараж для автомобиля, дорожную развязку, построить дом, создать из конструктора пароход, самолёт, вагон поезда и т.д. Про создании «мужской» игровой среды нужно учитывать, что мальчикам физиологически нужно больше пространства для игр, а сами игры проходят у них более энергично и шумно, чем у девочек. Это закономерно, и объясняется особенностями развития, которые нужно учитывать.

Наконец, последнее – по порядку, но не по значимости – собственно воспитательный процесс, который также распадается на несколько составляющих.

Гендерное воспитание в ходе образовательной деятельности детей включает в себя разнообразные дидактические игры, беседы, загадки, знакомство с правилами этикета, решение доступных в дошкольном возрасте проблемных межполовых ситуаций и многое другое. Важно, чтобы в данном случае у детей формировалось понятие не только о собственной половой принадлежности, но и о моделях поведения мужчин и женщин в социуме.

Для понимания детьми половых ролей не обойтись без таких мощных средств, как чтение доступной дошкольникам художественной литературы, а также обсуждение произведений, иллюстраций к ним. Для этих целей русский народный фольклор, произведения русских и советских отечественных писателей предоставляют богатейший материал. На примере литературных героев мальчики учатся быть смелыми, ответственными, мужественными, а в девочках пробуждаются такие качества как верность, нежность, забота, мягкость и др. И мальчики, и девочки осознают социальную роль своего пола, учась одновременно, строить конструктивные отношения с полом противоположным.

В процессе трудовой деятельности, к которой в ходе обучения в ДОУ посильно привлекают дошкольников, мальчикам поручаются работы, связанные с использованием физической силы и ловкости, а девочкам – с аккуратностью.

Музыкальные занятия и разучивание парных танцев само собой предназначено для формирования у детей представлений о разности полов. Мальчики овладевают в танцах ролью ведущего партнёра, разучивают движения, требующие ловкости, силы (при поддержке партнёрши) , а девочки учатся быть ведомыми, приобретают грацию, мягкость, изящество.

Занятия физической культурой также помогают осуществлять гендерный подход к воспитанникам ДОУ: в процессе специально организованных занятий дети овладевают такими физическими качествами, которые принято считать мужскими или женскими. Так, обучение сложным двигательным движениям (например, метание мяча на дальность легче даётся мальчикам и наоборот, прыжки на скакалке - девочкам) .

Итак, в период дошкольного детства педагоги ДОУ не только должны, но имеют все возможности помочь любому ребенку раскрыть те уникальные качества и свойства личности, которые даны ему полом.

Литература.

  1. Бендас Т.В. Гендерная психология. СПб.: Питер, 2006. 510 с.
  2. Божович Л.И. Личность и её формирование в детском возрасте. М.: Просвещение, 2016. 382 с.
  3. Доронова Т.Н. Девочки и мальчики в семье и детском саду. Пособие для дошкольных образовательных учреждений. М.: Просвещение, 2008. 127 с.
  4. Клецина И.С. Психология гендерных отношений: Теория и практика. – СПб.: Алетейя, 2004. 418 с.
  5. Коломинский Я.С. Мальчики и девочки. Знание-сила. М.: Владос, 2001. 289 с.
  6. Кувшинова С.Е. Гендерное воспитание в дошкольном возрасте: Как влияет гендерное воспитание на детей дошкольного возраста? [Электронный ресурс] // Муниципальное образование: инновации и эксперимент. 2013. № 1 (Дата обращения 16. 11. 2017)
  7. От рождения до школы: Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования (пилотный вариант) / Под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой. М.: Мозаика синтез, 2014. 368 с.

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http :// www . allbest . ru /

Формы и методы воспитания гендерной культуры в условиях общеобразовательной школы

Оглавление

  • 1. Введение
  • 3. Заключение

1. Введение

Понятие "гендер" является хотя и достаточно новым для нашей социокультурной среды, но уже достаточно часто используется практически во многих областях и сферах научной и общественной жизни. Оно находится на стадии своего становления и определения места в категориально-понятийной системе многих общественно-гуманитарных наук.

Под гендерной социализацией в педагогике понимается двусторонний социально-педагогический процесс создания у мальчиков и девочек представлений о мужественности и женственности, направленный на совершенствование их индивидуальности и ориентированный на становление и развитие полоролевого поведения.

Сущность ее, согласно А.В. Мудрику, заключается в том, что мальчики и девочки, развиваясь в условиях жизни конкретного общества, усваивают и воспроизводят принятые в нем гендерные роли и культуру взаимоотношения полов.

Свободному развитию личности, становлению индивидуальности мешают исторически сложившиеся гендерные стереотипы. Они побуждают мужчин и женщин формировать модель поведения, проявляющуюся в доминировании и зависимости. Гендерный подход в образовании дает возможность отойти от предопределенности мужских и женских характеристик и показывает учащимся личностные пути развития, не ограниченные традиционными гендерными стереотипами.

Важнейшим институтом образования, играющим определяющую роль в процессе гендерной социализации личности, является школа. Именно здесь учащиеся получают разнообразные уроки гендерных отношений.

Наибольшая интенсивность гендерного познания ребенка приходится на период обучения в школе. В это время происходит выстраивание его собственного гендерного образа. Поэтому чрезвычайно важно, чтобы педагоги были компетентны в вопросах гендерных отношений, стимулировали самостоятельную работу школьников по изучению данной проблемы.

Пo мнению Р.А. Бондаренко, подрастающая личность сталкивается с лавиной достаточно противоречивой информации о гендере, что иногда влечет за собой синтезирование зачастую взаимоисключающих позиций в ее мировоззрении.

Гендерная социализация в ее современном виде способствует тому, что девочки учатся быть более активными, а мальчики становятся более пассивными. И тех и других готовят к сходной жизненной цели: независимо от пoлa всем необходимо получить образование и работать. Однако уже в старших классах юноши и девушки имеют разные представления о профессиональной самореализации, распределении ролей в семье.

2. Формы и методы воспитания гендерной культуры в условиях общеобразовательной школы

2.1 Цели и задачи гендерного воспитания в условиях общеобразовательной школы

Гендерная тематика - новая для школы. Формирование гендерной культуры - актуальная проблема современности. В предшествующем периоде отечественной педагогикой был упущен один из важных аспектов воспитания личности ребёнка - гендерный аспект, предполагающий, что различия в поведении и восприятии мужчин и женщин определяются не столько их физиологическими особенностями, сколько воспитанием и распространёнными в каждой культуре представлениями о сущности мужского и женского начал. Пол человека является естественной основой его индивидуальности.

Цель гендерного воспитания школы - формирование целостной личности мужчины и женщины, реально оценивающих происходящее и способных поступать согласно личным убеждениям, учитывая сложившиеся нормы.

Гендерное воспитание в школе позволяет сформировать представление о том, что пол не является основанием для дискриминации в какой-либо сфере жизни и дает возможность выпускникам школ осуществить свободный выбор путей и форм своей самореализации.

Концепция воспитания детей и учащейся молодёжи в Республике Беларусь предусматривает воспитание гендерной культуры как один из базовых компонентов культуры личности.

Гендерная культура предполагает

- формирование у ребёнка представлений о жизненном предназначении мужчины и женщины, присущих им положительных качествах и чертах характера;

- раскрытие физиологических, психологических и этических особенностей мальчиков-юношей и девочек-девушек;

- формирование представлений о мужском и женском достоинстве, этическом смысле красоты детства, отрочества, юности и зрелости, старости, а также подлинной и мнимой красоте человека.

Критериями сформированности гендерной культуры выступают: установление правильных взаимоотношений мальчика и девочки, юноши и девушки;

- стремление к взаимопониманию

наличие качеств характерных для мальчика (юноши, мужчины): смелость, мастерство в деле, рыцарство, благородство, трудолюбие, умение преодолевать трудности и др.;

наличие качеств, характерных для девочки (девушки, женщины): доброта, женственность, отзывчивость, мягкость, терпимость, забота, любовь к детям;

наличие честности, искренности, доверия, верности, милосердности, взаимопомощи.

2.2 Реализация гендерного воспитания в школе

Пол состоит из двух важнейших компонентов: пола биологического и пола социального. Половые различия задаются генетически и далее продолжают формироваться в социально-культурной среде. Современная педагогическая и психологическая наука и практика не учитывает пол как важнейшую характеристику ребенка. Дифференцированный подход в школьном обучении и воспитании к девочкам и мальчикам отсутствует.

К началу обучения в школе девочки и мальчики характеризуются целым рядом полодетерминированных особенностей различного генеза, что необходимо учитывать в образовательном процессе. Между тем, множество элементов системы образования одинаковы для всех детей: все они должны пойти в школу в одном возрасте; учиться в одну смену; у всех детей в классе одна и та же учительница; и мальчики, и девочки слушают одно и то же объяснение у доски, получают в руки одинаковые книги и тетради. Кроме того, педагоги стремятся добиться от всех учащихся одних и тех же результатов.

Обучение с учетом гендерных особенностей учащихся требует отбора такого содержания учебного материала и применение таких методов и форм обучения, которые соответствовали бы разному типу функциональной асимметрии мозга в восприятии информации девочками и мальчиками, отвечали бы запросам и тех, и других в отношении к учебной работе. При построении процесса обучения на основе учета идей гендерного подхода следует руководствоваться тем, что при одних и тех же методах обучения, при одном и том же учителе мальчики и девочки приходят к знаниям и умениям разными путями, используя разные стратегии мышления. Так, например, девочки лучше усваивают информацию, когда им известен алгоритм, когда информация уложена в схему. Обычно, для них не составляет труда запомнить правило или порядок операций и затем применять его в подобных типовых ситуациях. Существуют половые различия и в процедурах сбора информации, в методах решения задач.

Мальчики большинство пространственных задач решают во внутреннем плане, тогда как девочкам нужна дополнительная наглядность.

Мальчики, как правило, лучше решают пространственные задачи. Так, они с легкостью поворачивают объекты в своем воображении и создают двумерные представления трехмерных объектов. Они лучше разбираются в лабиринтах, читают географические карты и определяют направление рек, дорог; вообще лучше ориентируются на местности. им меньше требуется времени на запоминание нового маршрута, и они увереннее находят дорогу в малознакомом месте

Большинство девочек считает, что прочесть карту легче, если поворачивать ее по ходу движения.

Большинству же мальчиков проще "увидеть" направление в своей голове.

Когда же путь хорошо известен, девочки помнят больше подробностей и дорожных ориентиров, лучше запоминают взаиморасположение предметов в пространстве, превосходят мальчиков в тестах на быстроту перечисления объектов одной категории (цвета, начинающиеся на одну букву и т.д. А если шестилеток попросить сконструировать трехмерную модель школьной комнаты, то мальчики лучше справятся с заданием, чем девочки

У девочек лучше развиты речевые навыки (у них более беглая и ясная речь, лучше правописание, навыки чтения, лучше память на слова, больше словарный запас; примечательно, что такие нарушения как дислексия и дисграфия чаще отмечаются у мальчиков), они быстрее усваивают иностранные языки и в целом больше склонны к гуманитарным предметам.

Зато у мальчиков более развиты способности к точным наукам. Однако проявляются они только к 10-12 годам, и далее различия в уровне развития математических способностей мальчиков и девочек возрастают. Значительно выше точность прицеливания, технические способности раньше развиваются и лучше выражены у мальчиков. Они лучше выполняют задания на различение, на поиск простых фигур, "спрятанных" в сложных (тесты на полезависимость - поленезависимость).

Многие авторы связывают более высокий уровень математических способностей с развитием зрительно - пространственного интеллекта, но, скорее всего - это различные способности по психофизиологическому механизму, их обеспечивающему. Известно, что половые гормоны влияют на различия в органическом развитии мозга с самого раннего возраста. Поэтому средовое воздействие невозможно отделить от особенностей физиологического созревания.

Применительно к школе из этого следует вывод, что мальчику не подходит традиционный прием "повторения и закрепления" материала. Его мозг не воспринимает повторов и автоматически выключается. Девочки, напротив, все прекрасно слышат и во второй, и в третий раз. Они послушно повторяют, хорошо ориентируются в настроениях взрослых. Поэтому ученые советуют учителям действовать по принципу: девочке повтори, мальчика ободри.

Но и подбадривать надо грамотно. Поскольку мальчик во всем ищет, прежде всего, смысл, то похвала, полученная им за работу, которая ему неинтересна или кажется бессмысленной, на него не подействует. А девочке одобрение взрослых важно само по себе. Она по природе более общительна, ее гораздо больше интересует социум. Она гораздо охотней выполняет неинтересную работу просто ради того, чтобы заслужить похвалу. Поэтому-то "зубрилами"обычно бывают именно девочки. Они могут заучивать наизусть текст, смысл которого им неясен. Мальчику же с его аналитическим складом ума бессмысленная зубрежка обычно бывает не под силу.

Специалисты отмечают, что время, необходимое для вхождения в урок, - период врабатываемости - у детей также зависит от пола. Девочки после начала занятий быстро набирают оптимальный уровень работоспособности, мальчики отстают. Однако мальчикам потом нужен высокий темп, и, как только начинаются повторения, закрепления, внимание у них ослабевает.

Не зная ответа на вопрос, девочки прямо скажут об этом, мальчики же готовы отвечать на любой вопрос, лишь бы не произнести: "Не знаю". Девочки ждут, когда ответит лидер. Девочкам быстрый темп работы мешает, они лучше работают на пошаговых технологиях, эффективнее выполняют задания не новые, а типовые, шаблонные. Именно эта методика обучения применяется в школе, где от детей требуют действовать по образцу. Девочки ждут от учителя "оречевления" каждого шага, легко усваивают алгоритмы, правила "делай, как я".

Поисковая деятельность в ситуациях неопределенности для них дается труднее. И, тем не менее, эту сторону их познавательной деятельности можно и нужно развивать. Девочки способны к поиску.

гендерная культура общеобразовательная школа

У мальчиков хорошо работает соревнование. Для девочек соревнование надо применять очень аккуратно, есть риск всех их перессорить. Для девочек очень важна оценка со стороны, они очень болезненно воспринимают, когда кто-то их превосходит и оценка переносится на личности. По наблюдениям учителей, мальчики и девочки и ссорятся по-разному. Мальчики поссорились - подрались, смотришь - на другой переменке опять вместе.

Девочки же, если поссорятся - в ситуацию вовлечен весь класс. Они переживают, обсуждают подробности, могут весь урок просидеть надутые, а то и несколько дней и даже месяцев обижаться друг на друга. Но зато и примирение они обставляют как праздник для всего класса.

Следует учитывать и такую особенность - мальчиков необходимо включать в поисковую деятельность, их надо подталкивать к нахождению принципа решения, они лучше работают тогда, когда характер вопросов - открытый, когда нужно самому додуматься, сообразить, а не когда нужно просто повторить за учителем и запомнить информацию. Их нужно натолкнуть, чтобы они сами открыли закономерность, тогда они будут в тонусе в течение урока, тогда они запомнят и усвоят материал. То есть, им больше подходит обучение через самостоятельное разрешение проблемной ситуации. Мальчики лучше работают "от противного": сначала - результат, потом - как мы к этому пришли. От общего к частному. Почти все учителя говорят, что в классе мальчиков работать сложнее, но интереснее. Если же им предлагают действовать по шаблону, они в такой ситуации стараются уйти из-под контроля взрослого, не подчиниться ему, не выполнить несвойственные им виды деятельности.

Для того чтобы поддержать девочку ей надо сказать: "Задание не очень сложное, ты такое уже делала". Мальчика же следует поддержать словами: "Задание очень сложное, но ты справишься".

Что еще важно отметить, у девочек с педагогами контакт теснее. В смешанном классе учитель, скорее всего, обратит внимание на то, как работают девочки - они как более ориентированные на контакт чаще смотрят в глаза учителю, что служит для него знаком готовности их к работе. Это происходит потому, что для девочек общение со взрослым важнее знаний: на занятиях они ловят нюансы его мимики, подстраивается к нему. Мальчики же, как правило, значительно меньше смотрят на учителя, не следят за его мимикой (правильно ли они отвечают?), но чутко реагируют на его состояние: если взрослый спокоен, доброжелателен, мальчикам заниматься легче.

Вместе с тем педагоги в наших школах по большей части женского пола, и потому им проще ориентироваться на девочек. Мальчики же и в начальной и в средней школе находятся под неким прессингом девочек и женщин-учительниц.

Опыт многих школ показал, что при раздельном обучении мальчики развиваются интенсивнее, чем в смешанных классах, так как их никто не оттесняет на вторые роли, и они раскрывают то, на что были способны и что могли бы раскрыть, если бы девочки им не мешали. При этом и учитель вольно или невольно начинает корректировать методы преподавания под тот тип аудитории, с которым он работает - под тип восприятия, тип мышления, темп работы, под динамику работоспособности, под коммуникативные особенности.

Основная форма преподавания в таких классах - классно-урочная. Инновационными являются приемы и методы обучения с учетом гендерных особенностей развития, социализации и формирования личности. В классе мальчиков задается высокий темп подачи материала с разнообразной информацией, которая подается нестандартно. Используется банк логических заданий, пройденный материал повторяется по минимуму. На уроке всегда ставятся задачи и цель, стимульный элемент урока обязателен. Работа строится в режиме поисковой активности. Всегда приветствуется самостоятельность и инициативность. Закрепление материала и его осмысление проводится после выполнения практического задания, то есть через опыт. Эмоциональный фон урока желательно проявлять в конце решения практических и ситуационных задач, то есть после логического осмысления. В групповой работе необходимо частая смена лидера. Выводы в конце урока должны быть конкретными и конструктивными и рефлексия, безусловно, должна быть, где ученик даёт свою оценку уроку и работе класса.

2.3 Формы и методы воспитания гендерной культуры в условиях общеобразоватльной школы

Гендерное воспитание представлено как одно из основных направлений воспитательной работы в школе.

В белорусской школе оно направлено на закрепление традиционных мужских и женских ролей. Основная цель воспитания видится в создании условий для развития "правильной" идентичности и целостного представления о своей принадлежности к определенному полу.

Гендерная культура - это составляющее звено гендерного воспитания, которое нацелено не только на привитие этой культуры, но и создание условий для принятия учащимся/учащейся своей гендерной роли и готовности к ее исполнению. Подобные формулировки на самом деле создают систему правил и практик, которые подчинены принципу различия полов. Именно поэтому считается важным транслировать информацию об особости каждого пола и его непохожести на другие.

Нравственное отношение лежит в основе гендерного воспитания, общие цели которого одинаковы для представителей обоих полов, но личностные качества мальчиков и девочек дифференцированы. Главные задачи гендерного воспитания - формировать в детях качества мужественности и женственности, и готовить их к выполнению в будущем соответствующих полу социальных ролей; воспитывать культуру взаимоотношений между девочками и мальчиками. На наш взгляд, "бесполость" воспитания приводит к тому, что в дальнейшем немало молодых людей, вступая в брак, не способны построить нормальные семейные отношения. Мужчины не готовы взять на себя ответственность за семью, а воспитание детей чаще перекладывают на плечи жены. У женщины же не сформированы умения устранять конфликты, поддерживать тепло семейного очага, быть хорошей хозяйкой. При совместном воспитании мальчиков и девочек очень важной педагогической задачей является преодоление разобщенности между ними и организация совместных игр и других видов детской деятельности, в процессе которых дети могли бы действовать сообща, но в соответствии с гендерными особенностями.

Думается, что нельзя одинаково воспитывать мальчиков и девочек, нельзя предлагать девочкам быть похожими на мальчиков, ни в чем не уступать им, соревноваться с ними. Но дифференцированное воспитание - это не раздельное воспитание. Только тесно общаясь, дети разного пола могут научиться уважительному отношению к чувствам и поступкам друг друга.

Многие исследователи считают, что в центре внимания девочек находится человек, его внутренний мир. Их больше, чем мальчиков привлекает внешняя эстетика, волнуют переживания человека, для них характерна склонность опекать младших и слабых, ухаживать за ними, они постоянны в своих привязанностях. Мальчиков же в большей мере интересует окружающий мир (компьютеры, автомашины, спортивные состязания), у них чаще проявляются стремление к риску, к преодолению опасностей.

Исходя из всего вышесказанного, в школе предлагаются следующие формы занятий:

лекции "Гендер и гендерные роли: биологическое и социальное", "Гендерные роли и стереотипы";

дискуссии "Истинные мужественность и женственность в истории и современности", "Знаем ли мы правду о мужчинах и женщинах", "Самое дорогое в жизни…", "Мифы и факты о мужчинах и женщинах".

беседы "Кто я и где мои корни", "Какие мы, девочки и мальчики?", "Секреты о мужчинах иженщинах", "Люди-легенды моей семьи".

игры "Если б я был дечонкой", "Я знаю пять имён мальчиков…".

коллаж "Мальчишки + девчонки", игра-поиск "Их именами названы"

посмотр кинофильмов и мультфильмов по гендерному воспитанию ;

виртуальное путешествие " Мир девчонок и мир мальчишек в различных культурах";

арт-мастерская " Я и моя мама", "Я и мой папа";

конкурсы для девочек и их мам и т.д.

3. Заключение

В последнее время становится всё более очевидной проблема маскулинизации девочек и феминизации мальчиков. С чем же это связано? Формы организации обучения требуют прилежания, сосредоточенного внимания и дисциплины. Учителя ожидают от учеников безоговорочного выполнения своих требований, часто даже не задумываясь о том, что поощряют наличие только женских качеств (причём у учащихся обоих полов).

Учитель должен быть инициатором позитивного общения мальчиков и девочек. Для этого можно проектировать партнёрскую деятельность, организовывать конкурсы, походы, беседы, где возможно проявление рыцарского поведения мальчиков и женственного поведения девочек. Формирование гендерной культуры необходимо осуществлять во взаимосвязи со всеми другими направлениями учебно-воспитательной работы школы. Необходим единый подход со стороны родителей, педагогов и специалистов по половому просвещению. Цели, средства, методы и содержание варьируются в зависимости от возраста. Гендерное воспитание старшеклассников должно затрагивать различные аспекты психологической и физиологической совместимости супругов, вопросы, относящиеся непосредственно к подготовке создания семьи.

Безусловно, качество воспитания ребёнка во многом зависит от уровня культуры воспитателя. Поэтому учителю необходимо быть носителем и транслятором гендерной культуры.

Наиболее оптимальными путями разрешения проблем, связанных с педагогическими условиями гендерной социализации учащихся в системе общеобразовательной школы, являются:

привлечении мужчин-педагогов в среднюю школу;

повышение гендерной культуры педагогов;

совершенствование системы работы по воспитанию гендерной культуры учащихся;

сотрудничество со специалистами медицинского и юридического профиля;

введение в программу общеобразовательной школы специальных гендерно-ориентированных курсов и факультативов;

включение в учебники и учебные пособия научно подтверждённой информации о психофизиологических различиях обоих полов.

4. Список использованной литературы:

1. Бондаренко Роман Александрович. Педагогические условия полоролевой социализации подростков: Дис. канд. пед. наук: 13.00.01: Ярославль, 1999 165 c.

2. Бужигеева М.Ю. Гендерные особенности детей на начальном этапе обучения // Педагогика. - 2002.

3. Коновальчик Е.А., Смотрицкая Г.Е. Воспитание гендерной культуры учащихся. Мн.: Национальный институт образования, 2008.

Размещено на Allbest.ru

...

Подобные документы

    Общая характеристика ключевых социально-педагогических аспектов дифференцированного воспитания девочек и мальчиков. Знакомство с философским наследием Н. Бердяева. Рассмотрение основных особенностей педагогического аспекта концепции полового дипсихизма.

    дипломная работа , добавлен 09.01.2014

    Специфика полового воспитания в школе, особенности воспитательных приемов для мальчиков и девочек. Направления работы по формированию мужественности и женственности. Разработка серии уроков по иностранному языку с учётом половых особенностей школьников.

    курсовая работа , добавлен 24.06.2009

    Педагогический опыт по раздельному обучению школьников. Образ идеального мужчины и женщины у подростка. Основные проблемы полоролевого самоопределения подростков в условиях современной школы. Танец как средство развития гендерной культуры подростков.

    курсовая работа , добавлен 15.10.2014

    Значение полового воспитания. Причины отсутствия дифференцированного подхода в воспитании мальчиков и девочек. Развитие полоролевого самосознания. Полоролевая социализация в дошкольном возрасте. Формирование начал мужественности и женственности.

    лекция , добавлен 07.05.2010

    Изучение особенностей процесса конструирования гендера в педагогической практике. Определение степени распространенности в педагогической среде практики традиционной (патриархатной) и нетрадиционной (альтернативной, эгалитарной) гендерной социализации.

    статья , добавлен 25.06.2013

    Понятие полового воспитания и актуальность этой темы в педагогике. Содержание и принципы полового и гигиенического воспитания в школе и дома. Изучение уровня гендерного воспитания учащихся. Формы работы учителя по воспитанию половой культуры учащихся.

    курсовая работа , добавлен 18.10.2011

    Нетрадиционные формы взаимодействия семьи и школы в аспекте нравственного воспитания. Комплексное исследование уровней нравственного воспитания детей младшего школьного возраста. Методы внедрения программы нравственного воспитания на основе фольклора.

    дипломная работа , добавлен 22.11.2016

    Сущность и анализ реализации здоровьесберегающих технологий в процессе физического воспитания в общеобразовательной школе. Возрастные особенности учащихся. Пути совершенствования физического воспитания с оздоровительной направленностью в основной школе.

    дипломная работа , добавлен 04.07.2016

    Понятие педагогики как науки, ее сущность и особенности, предмет и методы изучения. Сущность процесса воспитания и обучения. Основные понятия социализации, их характеристика. Педагогический процесс, его состав и компоненты, основные задачи и цели.

    тест , добавлен 08.04.2009

    Понятие и сущность полоролевой социализации детей среднего дошкольного возраста. Задачи, содержание, принципы полового воспитания. Специфика и средства воспитания мальчиков и девочек. Система работы воспитателя, направленная на полоролевую социализацию.

Что такое «гендер»? Термин подразумевает социальный пол индивида, который создается благодаря воспитанию. Понятие включает в себя психологические, культурные отличия между женщинами и мужчинами.

Гендерное воспитание детей дошкольного возраста

Осознание своего пола и идентификация с ним возникает в период с 2 до 3 лет. Постепенно ребенок понимает, что гендерная принадлежность всегда постоянна и не меняется со временем. В основе подхода к половому развитию малышей лежат различия по внешним признакам и необходимость учета социально-биологических характеристик. Воспитание детей в детском саду и семье заключается в особой организации Это связано с различиями в структуре головного мозга и его деятельности, а также отличиями в темпераментах девочек и мальчиков. У юных представительниц женского пола развивается раньше, поэтому они быстрее начинают говорить, и им до определенного возраста ближе рационально-логическое мышление. Мальчишки подвержены бурным проявлениям эмоций, у них часто меняется настроение. Девочкам ближе занятия в небольших группах, а маленьким мужчинам нравятся соревнования, совместные, подвижные игры.

Гендерные детские типы

Половое различие включает в себя следующие составляющие: когнитивное самосознание, эмоциональнуюя идентичность, специфику поведения. На основе этих компонентов рождаются гендерные типы, которые подвергаются классификации. К какому из них будет ближе чадо, зависит от родителей. Рассмотрим характеристику детей по гендерным типам:

  1. Маскуллинный ребенок. Он стремится к независимости поведения, с уважением относится к авторитету. Чаще нуждается в общении со значимым мужчиной. В основном такие дети ориентированы на достижение высоких результатов в определенных областях, стремятся к лидерству, любят соревнования. При общении со сверстниками склонны к авторитаризму, не терпят возражений.
  2. Феминный ребенок. Мальчики этого типа имеют проблемы в общении со своим полом. Они не проявляют самостоятельности, инициативу, осторожны и отличаются зависимым поведением. Ребенка необходимо поддерживать, проявлять веру в его возможности. Часто не хочет общаться с маскулинным типом.
  3. Андрогинный ребенок. Тип проявляет высокую активность в общении с детьми любого пола. Он самостоятелен, нередко достигает высоких результатов. Старается преодолевать трудности без помощи посторонних. Маскулинные качества проявляются в оказании помощи слабым, и их защите.
  4. Недифференцированный тип. Ребенок пассивен, избегает контактов, не стремится к достижениям. Нет ярко выраженного стиля поведения.

Мамы и папы оказывают основное влияние на формирование гендерного типа. Неправильное восприятие особенностей своего пола часто возникает в неполных или

Проблема гендерного воспитания

Отметим следующий ряд причин, которые оказывают влияние на формирование неправильного образа своего пола:

  1. Феминизация мужчин и эвирация женщин.
  2. Снижение чувства гендерных отличий.
  3. Возрастание неадекватных форм поведения молодых людей.
  4. Проблемы в личной жизни.

Гендерное воспитание детей дошкольного возраста представляет собой проблему. В основном система обучения осуществляется мамами, нянями, воспитателями женского пола, то есть крайне феминизирована. Возникшая ситуация особенно негативно отражается на развитии мальчиков.

Гендерное воспитание для воспитателей детских садов

Работа с детьми в должна основываться на половых отличиях. Так, в образовательном процессе нужно учитывать разное восприятие информации у мальчиков и девочек. Для первых предпочтительнее опираться на визуальные средства, а для вторых - на слуховые. При занятиях творчеством нужно помнить, что у мальчиков движения кисти рук отстают от малышек на полтора года. Маленьким мужчинам необходимо давать работу проще или осуществлять индивидуальный подход. Когда воспитатель оценивает деятельность детей, то и в этом случае учитываются половые различия. Например, интонация речи, форма оценки, присутствие людей, наиболее важно для девочек. Для мальчика - это оценка самого результата, а не способа достижения. Также он способен совершенствовать свой труд. Гендерное воспитание детей дошкольного возраста не обходится без игры. Мальчикам свойственны активные, шумные занятия, а девочкам - тихие, чаще всего ролевые на семейно-бытовые темы. Конечно, воспитателям спокойнее, когда дети занимаются малоподвижными играми, но тем самым ограничивается развитие личности маленьких мужчин. Хорошим времяпрепровождением будут ролевые занятия с учетом гендерных различий или игры в театр.

Музыкальное развитие

Во время проведения занятий такого рода мальчикам нужно уделять внимание разучиванию элементам танца, которые требуют ловкости и силы, а девочкам - мягкости и плавности. Гендерный подход в воспитании дошкольного возраста учитывает обучение навыкам ведущего партнера по танцам. Песни, в которых есть указание на различия полов, тоже способствуют формированию необходимого поведения.

Спортивное развитие

Гендерное воспитание детей дошкольного возраста проводится и на занятиях физкультурой. Упражнения для девочек основаны на развитии гибкости, координации. Например, занятия с лентами, прыжки со скакалкой. У мальчиков упражнения длятся чуть дольше и оборудование немного тяжелее. Успешное гендерное воспитание детей старшего дошкольного возраста основывается на том факте, что для девочек характерно ближнее зрение, а для мальчиков - дальнее. Поэтому последним нужно больше пространства для деятельности. При знакомстве с новым видом спорта нужно акцентировать внимание на его половую принадлежность.

Участие родителей в гендерном развитии

Воспитание детей дошкольного возраста в детском саду и семье должно быть взаимосвязано. Родителям периодически необходима помощь в обеспечении полноценного развития ребенка, и здесь они могут обратиться к воспитателям. Педагог может пригласить мам и пап для участия в совместных занятиях, которые впоследствии ими могут применяться дома. Для просвещения родителей в детских садах устанавливают стенды, на которых расписана актуальная информация по развитию чад. Залогом правильного формирования знаний о половых различиях является проведение мероприятий с участием всей семьи. Это могут быть конкурсы семейных талантов, знакомство с профессиями родителей, спортивные состязания. по гендерному воспитанию детей дошкольного возраста может оглашаться во время родительских собраний. Мамы и папы, а также педагоги, обсуждают разные способы воспитания своих чад.

Подводя итоги

Гендерный аспект в является важной и актуальной задачей в становлении будущих пап и мам. Под влиянием социальных изменений в современном обществе постепенно разрушаются традиционные взгляды на поведение полов. Роли мужчин и женщин нередко смешиваются, стираются границы в профессиональных сферах. Все чаще дома сидит папа, а деньги зарабатывает мама. Исходя их этого, девочки становятся агрессивными, властными, грубыми, а мальчики не могут постоять за себя, эмоционально неустойчивы и не имеют навыков культуры поведения с женским полом. Поэтому очень важно с ранних лет закладывать детям знания об особенностях своего пола. Это подразумевает повышенное требование к самим родителям, к их поведению и образу жизни. Необходимо обращать внимание на работу воспитателей в детских садах, помня, что там ребенок проводит большую часть дня.

света сироткина
Гендерное воспитание в условиях детского сада

Гендерное воспитание в условиях детского сада

так и нельзя их уравнивать»

ГЕНДЕР – социальный пол человека, формируемый в процессе воспитания личности и включающий в себя психологические, социальные и культурные отличия между мужчинами (мальчиками) и женщинами (девочками) .

Гендерное воспитание - это организация педагогического процесса с учётом половой идентичности, особенностей развития детей в ходе полоролевой социализации.

Формирование гендерной устойчивости обусловлено социокультурными нормами и зависит : от характера родительских установок и от воспитания ребенка в дошкольном образовательном учреждении.

В возрасте с 4 до 7 лет формируется гендерная устойчивость : детям становится понятно, что гендер не изменится - мальчики становятся мужчинами, а девочки- женщинами.

Проблема воспитания и обучения детей в соответствии с их полом является актуальной задачей педагогической работы с дошкольниками.

Социальные изменения, происходящие в современном обществе, привели к разрушению традиционных стереотипов мужского и женского поведения. На фоне этих изменений меняются и внутренние психологические позиции детей : девочки становятся агрессивными и грубыми, а мальчики перенимают женский тип поведения. Отсутствие дифференцированного подхода к мальчикам и девочкам сказывается на поведении и поступках детей.

Наблюдая за детьми своей группы, я заметила, что многие девочки лишены скромности, нежности, терпения, не умеют мирно разрешить конфликтные ситуации. Мальчики же, наоборот, не умеют постоять за себя, слабы физически, лишены выносливости, у них отсутствует культура поведения по отношению к девочкам.

В процессе трудовой деятельности, дети не умели самостоятельно распределить обязанности с учётом пола ребёнка. Мальчики не проявляли желание прийти на помощь девочкам тогда, когда нужна была физическая сила, а девочки не спешили помогать мальчикам там, где нужна аккуратность и тщательность.

Всё это позволило мне сделать выводы о необходимости создания в группе детского сада условий для гендерной социализации детей .

Для формирования у детей позитивной полоролевой индетичности я

поставила для себя необходимое решение следующих задач :

Формирование полоролевых знаний, развитие умения использовать эти знания в различных ситуациях жизнедеятельности.

Развитие нравственно-волевых качеств, характерных для мальчиков (смелость, решительность, сила, выносливость, вера и др.) и девочек (чувствительность, доброта, нежность, сострадание и др.)

Создание целостного позитивного «образа Я» мальчика, или девочки;

Формирование дружеского, толерантного отношения к противоположному полу.

Я выделила главные условия гендерной социализации детей :

Предметно- развивающая среда;

Оформление группы, с учётом гендерных различий ;

Дифференцированный подход при обучении и воспитании детей ;

Работа с семьёй.

Одним из ведущих условий для формирования позитивной полоролевой

идентичности и закрепления у девочек и мальчиков положительных

стереотипов маскулинных и феминных качеств в поведении выступает

предметно-развивающая среда. Следовательно, одно из значимых условий

формирования у детей позитивной полоролевой идентичности-создание

специальной педагогической полоразвивающей среды как целостного

воспитательно - образовательного , духовного и предметного пространства,

обеспечивающего развитие личности ребёнка как мальчика или девочки,

превращение его в субъект деятельности отношений, в том числе

полоролевых. Деятельность ребёнка и его взаиЁЁодействие с детьми своего и

другого пола в такой среде способствуют актуализации, воспроизведению и

закреплению имеющегося у него опыта, а также формированию новых

способов полоролевого поведения.

В дошкольном возрасте основной вид деятельности – игра. В сюжетно- ролевой игре происходит усвоение детьми гендерного поведения , ребёнок принимает на себя роль и действует в соответствии с принятой ролью. В игре можно увидеть как заметно различаются мальчики и девочки. Сюжетная игра не требует от ребёнка значимых поступков, но именно игра позволяет закрепить гендерные стереотипы , заложить основы эмоционально положительного отношения к будущей социальной роли мужчины или женщины, папы или мамы.

Девочки предпочитают игры на семейно-бытовые темы, а мальчики шумные, наполненные движениями. В нашей группе созданы условия для игр мальчиков : «Пожарные» ,»Моряки»,»Военные», «Космонавты» , «Строители» . Для девочек – «Салон красоты» , «Ателье» , «Кукольный уголок» со всеми необходимыми аксессуарами : одежда для кукол, мебель, посуда. При совместном воспитании мальчиков и девочек очень важной педагогической задачей является преодоление разобщённости между ними и организация совместных игр, в процессе которых дети могли бы действовать сообща, но в соответствии с гендерными особенностями . Мальчики принимают на себя мужские роли, а девочки- женские.

Целью педагогического сопровождения сюжетно-ролевой игры, должно быть

формирование умений, обеспечивающих самостоятельную игру, в которую

мальчики и девочки реализуют свои полоролевые представления и

предпочтения, свободно взаимодействуя со сверстниками.

Конструктивная деятельность одно из любимых занятий как мальчиков так и девочек. А особенно любят заниматься с конструкторами мальчишки. В группе имеются разные конструкторы : начиная от крупных напольных до мелких различных видов и назначений.

В оформлении помещения группы с учётом использую простейшие маркеры гендерных различий :

Дифференцируем на шкафах для одежды метки для девочек и мальчиков; (сказочные герои мужского и женского типа, дверца шкафов разного цвета : голубые и зелёные- мальчикам, оранжевые и красные -девочкам).

Подбираем полотенца для вытирания рук двух разных цветов.

-Расчёски индивидуальные : у девочек-розовые, жёлтые, у мальчиков-голубые, зелёные.

На кроватях детей- рисунки сказочных героев : мужского и женского типа.

Гендерный подход находит своё отражение при организации

образовательной деятельности с детьми. Через знакомство с названиями профессий родителей, мужскими и женскими именами, названиями предметов инструментов, необходимых людям разных профессий, чтение художественных произведений, ориентированных на мальчиков и девочек, у детей формируется связная речь, обогащается и развивается словарь. Эти знания помогают ребенку осознать свою половую принадлежность, определить свое место в современном обществе. Пол ребёнка учитываем и при подборе игрушек и оборудования. Речь идёт о том, что для девочек и мальчиков нужно подобрать материал по «интересам» : для девочек, например, матрёшки, куклы, бабочки, а для мальчиков –кораблики, солдатики, машинки …Допустим на Н. О. Д. .по математике, по лексической теме «Игрушки» как счётный материал можно использовать : для мальчиков-машинки, солдатиков, а для девочек-матрёшек.

Музыка – одно из средств формирования полоролевого поведения детей. На музыкальных занятиях работа по гендерному воспитанию прослеживается в различных видах музыкальной деятельности. При разучивании танцев (вальс, полька, кадриль) . Мальчики овладевают навыками ведущего партнёра, у девочек делаем акцент на грациозности, изяществе, мягкости движений. В музыкально- ритмических движениях используем дифференцированный подход : мальчики разучивают движения требующие мужской силы, ловкости (наездники, бравые солдаты) . У девочек преобладает плавность, мягкость движений (хороводы, упражнения с цветами, лентами, шарами) . Например : мальчики танцуют танец моряков, а девочки- матрёшек.

Овладению традиционными свойствами личности : мужественности – у мальчиков и женственности у девочек помогают и такие средства воздействия, как художественное слово (сказки, былины, стихи, рассказы, и элементы мужских и женских костюмов. Наиболее полно всё это используем при театрализации.

Сказки – сильное средство воспитания любви к ближнему . В них отражены не только требования народной морали, но ещё даны образцы нравственного поведения. Доступны и близки детям русские народные сказки : «Крошечка – Хаврошечка» , «Рукодельница и Ленивица» , «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка» , «Иван – царевич» , «Царевна – лягушка» , «Петушок и бобовое зёрнышко» , «Финист – ясный сокол» , «Каша из топора» , и др.

Мальчиков и девочек сказки учат послушанию, любви к земле родной, народу, почитать родителей, быть добрым, справедливым.

Неоценимую помощь в решении задач воспитания детей с учётом их гендерных особенностей оказывает народный фольклор (потешки, пестушки, дразнилки поговорки, народные игры) . В центре речевого развития в моей группе имеется необходимая картотека потешек, стихов, поговорок, дидактических игр.

Пословицы и поговорки – это своеобразный моральный кодекс, свод правил поведения. Используются в течение всего дня. Например : «Вся семья вместе, так и душа на месте» , «Хорошему хозяину и день мал» , «Коса – девичья краса» , «Без смелости, не возьмёшь крепости» , «На смелого собака лает, а трусливого кусает» и д. р.

Взаимодействие ДОУ с семьёй – необходимое условие успешного решения

задач полоролевого воспитания детей .

С целью педагогического и психологического просвещения родителей по вопросам воспитания мальчиков и девочек в «Уголке для родителей» оформлена наглядная информация.

Формы работы с семьёй разнообразны : обсуждаем различные педагогические

ситуации и выход из них «Роль матери в воспитании позитивной половой

идентичности у дочери или сына» «Одинаково ли воспитывать сыновей и

дочерей?» ; проводим индивидуальные беседы на тему

«Взаимоотношения ребёнка со сверстниками» ; консультации «Женские и

мужские обязанности нужно ли их разделять», «Дружеские отношения

между мальчиками и девочками», дискуссии о проблемах воспитания мальчиков и

В группе проводится праздник Матери. Проведены конкурсы среди детей :«Портрет мамочки» ; «Портрет папы» . На 8 Марта провели -чаепитие с мамами, на 23 февраля спортивный праздник с папами…

Работа по созданию в группе условий , способствующих гендерной социализации детей , принесла положительные результаты. Выросла культура поведения и общения детей, мальчики стали более внимательными по отношению к девочкам, а девочки – доброжелательными по отношению к мальчикам. Дети знают половую принадлежность своего имени, отношение к нему. Работу по гендерному воспитанию необходимо углублять и совершенствовать в дальнейшем, в зависимости от возраста детей.

Гендерное воспитание дошкольников подразумевает под собой учет индивидуальных особенностей ребенка, в зависимости от его принадлежности к мужскому или женскому полу. Суть данного метода заключается в том, чтобы привить ребенку с детства его социальную роль.

Гендерное воспитание детей дошкольного возраста в последнее время начинает набирать популярность. В недалеком прошлом мужчины всегда были предводителями и считались сильным полом, а женщины — слабым. Сейчас все изменилось. Все чаще мальчики растут изнеженными и неспособными совершать серьезные и мужественные поступки. Когда ребенок вырастает, его взгляд на жизнь остается таким же.

Девочки, ранее — слабый пол, начали «вытеснять» мужчин. Все чаще женщина становится главой семьи, которая обеспечивает ее членов всем необходимым.

По причине неправильного воспитания у ребенка происходит притупление чувств принадлежности к полу, что в дальнейшем является причиной неадекватных форм поведения.

Согласно исследованиям, если не предпринимать никаких мер, то уже в недалеком будущем унификация полов приведет к одиночеству. То есть созданные традиционные семьи будут быстро распадаться, так как каждый будет чувствовать свое превосходство над другим или не находить защиты в своем партнере.

Даже если в семье двое детей и они разнополые, то родители должны с самого детства научиться правильно их воспитывать. Дело в том, что к мальчикам и девочкам нужен разный подход.

Гендерный подход к воспитанию девочек

Если родители хотят, чтобы их дочка выросла заботливой и нежной женщиной, в процессе воспитания им следует делать акцент на таких вещах:

  • Уникальность малышки. Ребенок все время должен знать о том, что больше таких, как она, не существует. Нельзя занижать самооценку девочки.
  • Красота. Внешняя привлекательность повышает самоуверенность. Дочери нужно делать комплименты и восхищаться ее красотой. Предпочтительнее, чтобы это делал отец. Таким образом прививается понятие того, что девушка должна привлекать мужчин.
  • Формирование личностных качеств. Требуется донести до малышки понятие того, что оказание своей помощи постороннему человеку делает ее лучше.
  • . Не следует только требовать от малышки, чтобы она выполняла все пожелания родителей. Мама для дочки должна стать не только наставником, но и подругой. Во время разговора с матерью девочка начнет понимать, как быть хранительницей домашнего очага.

Чтобы девочке было легче понять всю информацию, которую пытаются донести до нее родители, рекомендуется обратиться к сказкам. В каждой сказке присутствует определенная мораль. Действие героев побуждает детей к проявлению различных эмоций. Они начинают переживать за главного героя, тем самым формируя в себе чувство сострадания, добра и справедливости. Из сказок девочки могут почерпнуть образцы нравственного поведения.

В гендерном воспитании нельзя недооценивать роль детских игр. С их помощью можно заложить основу будущего материнства. Девочке следует покупать игрушки, побуждающие в ней развитие заботливости и материнских инстинктов. Это могут быть куклы, коляски, посуда и прочее.

Особое внимание следует уделить одежде и уходу за собой. Маленькая модница должна с самого детства понимать, что привлекательный внешний вид дает возможность намного проще сближаться с людьми.

Ребенок все время смотрит на окружающих его людей и из этого черпает определенную часть информации, которая влияет на его социальное развитие. Поэтому в вопросах воспитания ребенка достаточно важна домашняя атмосфера. Наблюдая за тем, как ведет себя мать девочки, малышка будет стремиться подражать ей.

Воспитание мальчика

При гендерном воспитании мальчика нужно учитывать тот факт, что в будущем он должен стать мужественным человеком — защитником семьи. Кроме того, в нем должны быть сформированы и другие качества, которые не позволят сделать из малыша грубого и невоспитанного человека, поэтому только одевать и кормить ребенка недостаточно.

Чтобы из маленького человека , в вопросах воспитания следует делать акцент на таких моментах:

  • Давать специальные «важные» задания и после их выполнения обязательно хвалить кроху. Нужно акцентировать внимание на том, что ребенок ответственно отнесся к поставленной ему задаче.
  • Предоставлять крохе возможность самостоятельно решать некоторые бытовые проблемы, а также просить мальчика объяснить свой выбор.
  • Не следует подавлять все стремления ребенка. Его инициативность нужно поддерживать.
  • Ребенок должен регулярно общаться с детьми своего возраста. Хорошим занятием станет посещение какой-либо спортивной секции.

В вопросе гендерного воспитания мальчика нужно знать меру. Нельзя переусердствовать. Прежде всего, не следует взваливать на ребенка все домашние дела и требовать от него беспрекословного подчинения, мотивируя тем, что малыш должен быть сильным во всем. Такие действия лишат мальчика детства. Несмотря на особенность воспитания, не следует забывать, что малыш — это обычный ребенок, который имеет право на проявление слабости.

Влияние на воспитание мальчика должны оказывать оба родителя. Чтобы малыш не вырос эгоистичным, без чувства сострадания и оказания помощи другим, мальчик должен видеть, как его отец помогает матери выполнять домашние дела.

Существуют также нормы поведения, которые нужно соблюдать независимо от пола. Это терпимость, уважение чужого и своего мнения. Такие понятия сделают детей не слабыми, а социально адаптированными.

Статьи по теме: