Самое лучшее онлайн-казино: правильные критерии выбора заведения. Насилие в школе – что делать? Психологическое насилие в условиях школы

Психологическое насилие в школе – миф или реальность?
Уполномоченный по правам ребенка в НАО
Т.Е.Гашева
В образовательном учреждении педагог является одной из ключевых фигур, влияющих на психическое и соматическое здоровье детей. Различные парадигмы образования ориентируют учителя на создание комфортной развивающей среды для детей, умение строить конструктивное взаимодействие с учеником как во время урока, так и во внеурочной деятельности (в начале XXI века лидировало личностно-ориентированное обучение, а в последние годы «набирает силу» компетентностный подход в образовании).
К сожалению, наши школы еще далеки от реализации принципов гуманизма и толерантного отношения к самой уязвимой и незащищенной категории населения – детям.
Факты психологического насилия в образовательных учреждениях не скрываются ни взрослыми, ни детьми, и выражаются они в угрозах в адрес обучающегося, преднамеренной изоляции школьника; предъявлении к ученику чрезмерных требований, не соответствующих возрасту; оскорблении и унижении достоинства; систематической необоснованной критике ребенка, выводящей его из душевного равновесия; демонстративном негативном отношении к обучающемуся.
Психологическое насилие, совершаемое учителем в виде сарказма, насмешек, высмеивания, унижения личности, приводит к функциональным изменениям в здоровье ребенка, отчуждению его от школы. Многочисленные исследования ученых показали, что насильственные действия педагогов в начальной школе ведут к более низкому проявлению способностей детей, их социальной некомпетентности. Такое насилие рождает проблемы в поведении детей – агрессию, чувство неадекватности и неполноценности, вызывает у ребенка стресс, подобный эффекту травмы и физического насилия.
В научных публикациях отражены некоторые особенности личности учителя, способствующие возникновению насильственных действий по отношению к учащимся. К ним относятся: ригидность, стремление к доминированию, тревожность, быстрая раздражительность (особенно на провоцирующее поведение ребенка), низкая самооценка, депрессивность, импульсивность, зависимость, низкий уровень эмпатии и открытости, низкая устойчивость к стрессу, эмоциональная лабильность, агрессивность, замкнутость, подозрительность.
Стресс, «выгорание» и профессиональная деформация учителя искажают объективную картину поведения ученика, приводят к негативному восприятию любой ситуации «непослушания», становятся пусковым механизмом для «выяснения отношений». У детей, страдающих от насилия учителя, возникают симптомы посттравматического стресса, формируется комплекс неполноценности, ущербности. В младших классах такие ученики проецируют насилие в виде агрессии к животным, сверстникам, а в подростковом возрасте их мишенью становятся и сами учителя.
Анализ данной проблемы в школах показал, что у педагогов существуют заниженные представления о вреде и последствиях психологического насилия по отношению к учащимся. Многие педагоги считают, что больший вред наносится ребенку в случае физического насилия, нежели словесного (вербального). Жизнь показывает другое - детские суициды чаще связаны с длительно повторяющимися эмоциональными и социальными формами насилия, постепенно или спонтанно расшатывающими неокрепшую психику несовершеннолетнего.
В рамках всемирной акции «16 дней без насилия» Уполномоченным по правам ребенка в НАО в восьми школах было проведено анкетирование (методом «случайной выборки») и беседы с учащимися по проблеме психологического насилия. Всего участвовало 386 учащихся в возрасте 13 – 17 лет. Результаты были неутешительными: в образовательных учреждениях данная проблема существует (испытывали оскорбление или унижение со стороны учителей один раз – 14,5 % опрошенных, несколько раз – 12 % детей). Более ранимо по отношению к себе реагируют учащиеся в возрасте 13 – 15 лет, находящиеся на пике подросткового возраста.
Высокий уровень психологического насилия отмечается и в отношениях между подростками (каждый четвертый ребенок испытал неоднократные унижения и оскорбления со стороны сверстников).
Незначительное количество утвердительных ответов в графе «родители» свидетельствует о том, что в семьях различные виды психологического насилия со стороны родителей, родственников к детям не воспринимаются как не соответствующие норме. В системе конвенциальных норм, в отношениях «свой – чужой» все обиды переносятся острее, тяжелее, и оставляют неизгладимый след в душевном здоровье ребенка.
Очень часто одни детские проблемы наслаиваются на другие. Школьник, испытывающий трудности в обучении, общении с одноклассниками, становится очень чувствительным к эмоциональным реакциям педагога. Любое требование с его стороны, не согласующееся с ожиданиями ребенка, воспринимается как отрицание, недоброжелательность, предвзятость. Следует также учитывать, что в понимании ребенка психологическое насилие – сугубо индивидуальный конструкт, если факт насилия – единичный. В ситуациях массового «отторжения» детей в системе «учитель - ученик» необходимо искать причину в личности учителя, его методах обучения и стиле межличностного взаимодействия.
В Декларации прав ребенка (1959 г) сказано, что «ребенок, ввиду его физической и умственной незрелости, нуждается в специальной охране и заботе, включая надлежащую правовую защиту, как до, так и после рождения». В Конвенции о правах ребенка (1989г), в ст. 19, черным по белому написано: «государства – участники принимают все необходимые законодательные, административные, социальные и просветительные меры с целью защиты ребенка от всех форм физического и психологического насилия, оскорбления или злоупотребления, отсутствия заботы или небрежного обращения». В Законе РФ «Об образовании» (1992 г.), в ст. 15, четко обозначено: «дисциплина в образовательном учреждении поддерживается на основе уважения человеческого достоинства обучающихся, воспитанников, педагогов. Применение методов физического и психического насилия по отношению к обучающимся, воспитанникам не допускается». В наших школах, вопреки всем нормативно-правовым актам, - допускается?
Вывод один: только осознанное восприятие насилия в школе как феномена, знание о различных видах насилия, психическое здоровье учителя, моральные суждения учителей, их ценности, ожидания и поведение, а также – правовая компетентность, могут стать превентивным барьером для любых видов насилия по отношению к детям.
Каждый случай негуманного отношения к ребенку – на совести взрослого, преступившего черту дозволенного.

Вообще говоря, отлично написано.
Вскрыта тотальная дисфункциональность и склонность к насилию, вследствие патологических черт характера, значительной части учительниц. Вопрос проведения психиатрической экспертизы учителей крайне актуален, ведь психическое насилие в школах широко распространено и самими учительницами воспринимается как метод воспитания и поддержания порядка.
Тем самым они ломают психику детей с младшего школьного возраста, подрывают их мотивацию учиться, препятсвуют их социализации и просто разрушают психическое здоровье детей.

А в этой статье хорошо освещено, что является насилием со стороны облеченных властью женщин, в отношении вверенных им детей:

Огромный недостаток современной семьи и школы - это отсутствие в ней обучения школьников методам и практике психологической самозащиты. Зато практики психологического насилия в жизни ребенка сколько угодно - и в отношениях учителей и учеников, и в отношениях детей и родителей, и в отношениях детей между собой.

Отношения взрослых и детей благодаря неизменной однонаправленности закладывают в психику подростков устойчивые схемы подчинения. Это схемы двух типов. Первый тип - подчинение, оправданное естественным распределением ролей. Оно возникает в жизни всюду там, где при больших различиях в компетентности право на определение способов действия предоставляется более компетентной стороне. Например, клиент не вмешивается в сам процесс портновского кроя, в использование ножниц парикмахером, в приготовление пищи ресторанными поварами. Так же и взрослый компетентнее ребенка и это порождает естественное подчинение.
Второй тип подчинения ребенка взрослому в корне отличается от первого. Это совершенно не обоснованное и ничем не оплаченное подчинение, которое в школе и дома иногда бывает очень похоже на рабство.

Пункт 6 статьи 15 Закона "Об образовании" гласит:
"Дисциплина в образовательном учреждении поддерживается на основе уважения человеческого достоинства обучающихся, воспитанников, педагогов. Применение методов физического и психического насилия по отношению к обучающимся, воспитанникам не допускается".
Человеческое достоинство является одним из главных оснований прав человека. Бывает, что люди (дети и подростки особенно) не могут идентифицировать нарушение прав человека, но чувствуют себя униженными. В любом случае, когда мы чувствуем ущемление человеческого достоинства, можно говорить о нарушении прав человека. Все права и свободы человека, так или иначе, связаны с человеческим достоинством. Поэтому очень важно идентифицировать психологическое насилие детей и в школе и в семье, дать этому понятию четкое определение.
Физическое насилие - любое неслучайное нанесение повреждения ребенку в возрасте до 18 лет родителем, родственником или другим лицом. Эти повреждения могут привести к смерти, вызвать серьезные (требующие медицинской помощи) нарушения физического, психического здоровья или отставание в развитии.
Психическое насилие - воздействие на психику человека путем запугивания, угроз, с тем чтобы сломить волю потерпевшего к сопротивлению, к отстаиванию своих прав и интересов.
Психологическое (эмоциональное) насилие - периодическое длительное или постоянное психическое воздействие родителей (опекунов) или других взрослых на ребенка, приводящее к формированию у него патологических свойств характера или же тормозящее развитие личности

Психологическим насилием является :

Отвержение ребенка, открытое неприятие и постоянная критика ребенка;
оскорбление или унижение его человеческого достоинства;
угрозы в адрес ребенка;
преднамеренная физическая или социальная изоляция ребенка, принуждение к одиночеству;
предъявление к ребенку требований, не соответствующих возрасту или возможностям;
ложь и невыполнение взрослым обещаний;
однократное грубое физическое воздействие, вызвавшее у ребенка психическую травму.
обвинение в адрес ребенка (брань, крики);
принижение его успехов, унижение его достоинства;
длительное лишение ребенка любви, нежности, заботы и безопасности со стороны родителей;
совершение в присутствии ребенка насилия по отношению к супругу или другим детям; похищение ребенка; подвергание ребенка аморальным влияниям;
причинение боли домашним животным с целью запугать ребенка

К чему приводит психологическое насилие, в чем проявляется :

Задержка в физическом, речевом развитии, задержка роста (у дошкольников и младших школьников);
импульсивность, взрывчатость, вредные привычки (кусание ногтей, вырывание волос), злость;
попытки совершения самоубийства, потеря смыла жизни, цели в жизни (у подростков);
уступчивость, податливость;
ночные кошмары, нарушения сна, страхи темноты, людей, боязнь гнева;
депрессии, печаль, беспомощность, безнадежность, заторможенность;
запущенность, отсутствие заботы о детях - невнимание к основным нуждам ребенка в пище, одежде, жилье, медицинском обслуживании, присмотре;
не растет, не набирает подходящего веса или теряет вес, ребенок постоянно голодает, попрошайничает или крадет пищу;
брошенный, без присмотра, не имеет подходящей одежды, жилища;
нет прививок, нуждается в услугах зубного врача, плохая гигиена кожи;
не ходит в школу, прогуливает школу, приходит в школу слишком рано и уходит из нее слишком поздно;
устает, апатичен, отклонения в поведении, противоправное поведение.
Если ваш ребенок (подросток) говорит вам, что подвергается насилию, то:
Поверьте ему. Он не будет лгать о пережитом издевательстве, особенно если рассказывает очень эмоционально, с подробностями, эмоции соответствуют пережитому состоянию.
Не осуждайте его. Ведь совершил насилие другой человек, а пострадал ваш ребенок.
Внимательно, спокойно и терпеливо выслушайте его, показывая, что понимаете всю тяжесть его страдания.
Не преуменьшайте его боли, говоря, что "не случилось ничего страшного, все пройдет...".
Не отвергайте его, если он, обратившись к вам, встретит осуждение, страх, гнев, то что может нанести ему более глубокую рану, чем само насилие.

Кажется, чувство доброты сегодня покинуло школьные стены, на смену ему пришли законы джунглей. Печальные случаи унижений и побоев случались, конечно, и раньше. Но сегодня школьные психологи, детские психотерапевты и учителя говорят о том, что насмешки, ругань и хамство становятся нормой не только в общении учеников, но и детей со взрослыми. Открыто об этом заговорили после телесериала «Школа»*. Мнения разделились: одни утверждали, что все происходящее на экране им знакомо, другие отказывались в это верить. Что же происходит в школах на самом деле?

Защитная агрессия

40% московских подростков говорят о том, что их (хотя бы однажды) высмеивали перед классом, 26% знают, что значит быть униженным одноклассниками или учителем, 6% подвергались избиениям в школе**. «Обзывают, толкают, унижают, портят личные вещи, как правило, тех детей, которые чем-то отличаются от других, от принятых в детской группе стандартов», - говорит школьный психолог Татьяна Бедник. Крайне грубо и жестоко ведут себя даже маленькие дети. 42% родителей мальчиков и девочек 4–12 лет регулярно наблюдали жестокое поведение сверстников своих детей***. Еще 23% помнят единичные случаи агрессии, 10% родителей говорят о том, что иногда так себя ведет их собственный ребенок. И лишь 24% никогда не сталкивались с детской жестокостью . Как такое могло произойти? «Слишком многие дети сегодня чувствуют себя абсолютно беззащитными, - сожалеет Татьяна Бедник. - Они живут в нестабильное время и в нестабильной семье (развод родителей, страх взрослых потерять работу, финансовые трудности в семье…). Школа же, точнее, непрерывные изменения в системе ее требований делают детей еще более неуверенными. И они защищаются от всех и всего сразу. Защищаются так, как умеют».

«Не только дети, но и учителя чувствуют себя некомфортно в условиях неуважительного, а иногда и просто агрессивного отношения со стороны коллег и администрации, - говорит экзистенциальный психолог Наталья Дятко. - Трудно проявлять эмпатию к ребенку, если сам не чувствуешь себя в безопасности». Как же положить конец взаимной агрессии? «Первое условие - абсолютное неравнодушие, - убежден учитель истории Анатолий Берштейн****. - Нельзя делать вид, что нет никакого насилия, не обращать на него внимание. Самоустранение взрослых, замалчивание того, что произошло, всегда лишь осложняет положение детей. Но реагировать необходимо в зависимости от ситуации, выясняя ее причины и тщательно подбирая способы воздействия, - универсальных рецептов не существует».

Создать атмосферу безопасности

УЧИТЬ ИХ САМОСТОЯТЕЛЬНО РАЗРЕШАТЬ КОНФЛИКТЫ, НАХОДИТЬ АРГУМЕНТЫ, ОТСТАИВАТЬ СВОЮ ПОЗИЦИЮ СЛОВАМИ.

Атмосфера в школе - вот то, что прежде всего определяет поведение учеников, действия учителей. Мы чувствуем ее сразу, как только заходим в школу, - по тому, как с нами здороваются, разговаривают, как ведут себя в школе взрослые и дети. Конечно, дети приносят в школу свои правила общения - из дома, с улицы, но почти всегда побеждает в конечном итоге стиль отношений в школе, ее тон, ее неписаные правила. Внимание взрослых, поддержка администрации, объединяющие учеников и учителей школьные дела создают особое пространство школьной жизни, в котором каждый - ребенок и взрослый - будет чувствовать себя в безопасности.

Предотвращать драки

24-летний Александр, учитель физики, вмешался в драку восьмиклассников и в результате получил перелом стопы. Он потребовал у администрации школы обсудить ситуацию на педсовете, но директор предпочла замять скандал. «Это драматическая ситуация, - комментирует Татьяна Бедник, - потому что не наказать - значит не только не защитить учителя, но и оставить подростков наедине с тревогой, вызванной тем, что их поступок остался без ответа. В этом случае продолжение насилия неизбежно: не зная границ дозволенного, дети будут и дальше свободно проявлять агрессию». Границы поведения определяются правилами и санкциями за их нарушение. «Без них любые разговоры остаются лишь словами, сотрясением воздуха, - напоминает Наталья Дятко. - Опытные учителя с самого начала работы в классе договариваются с детьми о правилах, и те принимают их - если, конечно, правила продиктованы здравым смыслом и не унижают их достоинства».

«Важно также учить детей мирному стилю общения», - добавляет Татьяна Бедник. Разговаривать о самом важном для них (в разном возрасте это разные темы), пояснять, спорить, давать им высказаться и внимательно слушать детей необходимо для того, чтобы учить их самостоятельно разрешать конфликты и отстаивать свою позицию словами, а не кулаками. «Хорошо, когда есть традиция собираться всем классом и обсуждать то, что всех сейчас волнует, - говорит Наталья Дятко. - При этом учитель говорит с учениками о том, что беспокоит его. Он равноправный участник дискуссии и не занимает позицию «Я все знаю и сейчас расскажу вам, что делать». Смысл этих встреч в том, чтобы учиться слышать друг друга, находить ясные аргументы и ставить под сомнение позицию другого человека, но не унижать его самого». Чем-то эти встречи напоминают прежние заседания совета отряда и классные часы. Почему бы и нет, если метод работает?

Пресекать унижения

Злые шутки, унизительные прозвища, насмешки, которыми дети осыпают друг друга, могут стать причиной постоянной враждебности. «У нас в классе все друг друга обзывают, насмехаются, - рассказывает 13-летний Андрей, которому очень трудно живется в школе. - И если ты сам этого не делаешь в ответ, сразу оказываешься жертвой». Дети знают слабые места друг друга и бьют туда, где больнее. «Такое поведение особенно часто встречается у подростков, которым необходимо утвердить себя в глазах одноклассников, - говорит Татьяна Бедник. - Появление «козла отпущения» сплачивает ровесников, и они становятся еще злее». Агрессивность же младших школьников чаще возникает как реакция на психологическую травму. «Немало детей ежедневно сталкиваются с физическим и эмоциональным насилием, страдают от побоев дома, - говорит Наталья Дятко. - Им неоткуда ждать защиты. Проявляемое ими насилие - по сути, это крик о помощи». Среди «обозленных» учеников есть и те, кому трудно наладить отношения с окружающими. Они чувствуют себя изгоями, жертвами, аутсайдерами. «Их повышенная агрессивность - всего лишь отчаянная попытка добиться признания, - продолжает психолог. - Она объясняется не влиянием группы, а нерешенными психологическими проблемами».

Что делать учителю, если ребенка унижают

Дети не могут справиться с насилием и хамством самостоятельно. Психолог Людмила Петрановская* предлагает следующий алгоритм действия взрослых.

  • 1. Назовите вслух то, что происходит в классе. Если кого-то из детей намеренно доводят до слез, дразнят, отбирают (прячут, портят) его вещи, толкают, щипают, бьют, подчеркнуто игнорируют - это травля, насилие. Скажите об этом детям прямо. Иногда одного этого бывает достаточно, чтобы насилие прекратилось.
  • 2. Объясните ученикам: то, что происходит, - проблема всего класса, а не личная неприязнь двух-трех человек. Это болезнь, которая может поразить класс и даже школу. Такой разговор поможет детям сохранить лицо и, что особенно важно, снимет противопоставление между жертвами, обидчиками и свидетелями.
  • 3. Настаивайте: подобное поведение недопустимо ни при каких обстоятельствах. Не спорьте о фактах, не выясняйте, кто и что именно сделал. Но помогите детям понять, что с ними происходит и что чувствуют другие люди, когда их обижают, унижают.
  • 4. Вместе с учениками сформулируйте правила жизни в классе. «У нас никто не выясняет отношения кулаками», «У нас не оскорбляют друг друга», «У нас не смотрят спокойно, когда двое дерутся, - их разнимают». Для детей постарше правило может звучать так: «Если я вижу, что задеваю и обижаю человека, я немедленно прекращу делать это». Обговорите санкции, которые должны последовать за нарушением этих правил. Тогда в дальнейшем бывает достаточно просто напомнить о договоренностях.
  • 5. Поддерживайте атмосферу взаимопонимания в классе. Давайте детям почувствовать, что ее создание - это их общее дело и совместная победа.

Что делать в такой ситуации учителям? «Вмешиваться, не оставаться равнодушными, - повторяет Анатолий Берштейн. - Школьная атмосфера культивируется и контролируется именно взрослыми, поэтому мы отвечаем за то, что происходит в школе». На взрослом лежит обязанность защитить ребенка, и дети ждут этого. Тем более что насилие всегда затрагивает не только непосредственных участников и жертв, но и его свидетелей. «Очевидцы невольно становятся соучастниками, - продолжает Анатолий Берштейн. - Одни заражаются сами, другие испытывают стыд и чувство вины за свое бездействие». Учителям важно следить за тем, чтобы вольно или невольно самим не спровоцировать насилие. Иногда бывает достаточно брошенной вскользь реплики: «Скажите спасибо Петрову, из-за которого весь класс остался без перемены», чтобы началась травля. Еще одним опасным оружием взрослых является ирония, сарказм. Дети чувствуют, что над ними смеются, но им трудно ответить на вербальную агрессию. Зато юмор, безобидный и беззлобный, напротив, помогает разрядить напряженную обстановку.

УСТАНОВИТЬ ГРАНИЦЫ ДОЗВОЛЕННОГО: ДЕТИ ПРИНИМАЮТ ПРАВИЛА, ЕСЛИ ОНИ ОСНОВАНЫ НА ЗДРАВОМ СМЫСЛЕ И НЕ УНИЖАЮТ ИХ.

Реагировать на хамство

«Хамство нельзя оставлять безнаказанным, - настаивает Анатолий Берштейн. - Необходимо реагировать, пусть и не сразу, - иногда нужно время, чтобы остыть. И каждый раз разбираться, чем оно вызвано, что за ним стоит». Когда нарушаются правила школьной жизни (а хамство - именно такое нарушение), за этим обязательно должно следовать наказание - с этим согласны все наши эксперты. Важно, чтобы санкции соответствовали поступку. «Если у ребенка вырвалось (а у подростков это обычное дело: так они непроизвольно меряются с нами силами), лучше всего реагировать с юмором, - советует Татьяна Бедник. - Это моментально восстанавливает дистанцию и снижает накал страстей».

«Есть категория детей, - продолжает Анатолий Берштейн, - которые, видя слабости учителя, хамят, но делают это изящно, тонко. Они высмеивают то, как учитель одет, его вкус или оказавшуюся на доске ошибку. А потом делают удивленное лицо: «А что я сказал? Я ничего не имел в виду, просто отметил - а разве это не так?» Обычно это умные дети, которые прекрасно понимают, что они хамят. Но они абсолютно не способны переносить стыд и чувство вины».

«Задача педагога - увидеть, что скрывает за собой хамство, что на самом деле болит у ребенка, и уметь ответить ему», - считает Наталья Дятко. Взрослые должны не только заявлять о недопустимости насилия, но и обеспечивать соблюдение этого правила.

Об этом

  • «Чучело» Владимир Железников Сила духа и уверенность в своей правоте помогает шестикласснице Лене Бессольцевой выстоять в травле, устроенной одноклассниками (АСТ, 2011).
  • «Шут» Юрий Вяземский Начав с игры в благородного рыцаря, подросток превращается в жестокого «сверхчеловека». Но выстроенная им система правил оборачивается против него (АСТ, 2010).
  • «Разрыв» Саймон Лелич Эта история подтверждает: за каждым случаем школьного насилия стоит равнодушие взрослых, даже если в роли жертвы - молодой учитель, а его обидчики - группа старшеклассников (Фантом Пресс, 2011).
  • «Юные годы» Арчибальд Кронин Чтобы справиться с издевательствами в английской школе, ирландский мальчик учится боксу и вызывает на дуэль самого сильного ученика (Кром, 1994).

Развивать эмпатию

Учить детей понимать чувства - свои и других людей, - одна из задач воспитания. «Мы просто обязаны развивать у детей эмпатию, эту прекрасную способность понимать (не оценивая) слова, эмоции, убеждения другого человека и то, что они значат для него, - уверена Татьяна Бедник. - Можно использовать для этого игры, тренинги, на которых дети смогут осознать, что ощущает другой, когда они его обижают. Или почувствовать границы допустимого для самого себя и других: я не буду причинять тебе зла и не позволю, чтобы ты причинял зло мне». «Сегодня происходит размывание многих ценностей, поэтому учителям нужно снова и снова объяснять детям поступки других людей и, конечно, показывать собственным примером, что никому не позволено унижать человека, - соглашается Анатолий Берштейн. - Необходимо воспитывать в детях чувство собственного достоинства. Это долгий процесс, который включает и личный пример учителя, и общение на уроках, и человеческие взаимоотношения после занятий».

Терпеливость, разумность, великодушие - из этих качеств складывается толерантность, признание права (для себя и других) быть иным. Именно ее отсутствие все чаще становится причиной насилия в школе. «Закон толерантности прост: поставьте себя на место другого, - говорит Наталья Дятко. - Научить ребенка спокойно и терпимо относиться к тому, что другой не такой, как он сам, можно в первую очередь своим примером. Если учитель говорит детям о том, как важна толерантность, но сам при этом приходит в ярость от одного вида неформальной одежды, он лишь преподает урок лицемерия».

Объединять общими делами

Ничто так не меняет детей, как общее дело. Это может быть групповая работа в классе (выполнение проектов), театральная постановка или совместные поездки и походы. Главное - чтобы каждый ребенок участвовал по-настоящему. И это прежде всего зависит от учителя. «Когда дети знают, что здесь никто не скажет: «Ты нам не подходишь», что роль, пусть самая маленькая, найдется для каждого, а от их усердия (действительно) зависит общий результат, потребность быть агрессивным уходит сама собой», - поясняет Наталья Дятко. Дети, которые сотрудничают, больше других склонны к взаимопомощи и в целом более дружелюбны и общительны*****. Благодаря общему делу между ними возникают новые отношения, они учатся поддерживать друг друга, обмениваться мнениями, отвечать за свою часть работы и вмешиваться в работу одноклассников, если им нужна помощь.

** Исследование «Проблема насилия в отношении детей» проведено среди московских школьников 14–18 лет факультетом социологии МГУ им. М. В. Ломоносова в 2010 году.

***** Evolution and Human Behavior, 2010.

Казино, открывшееся в 2017 году. Игрокам доступно более 2000 развлечений от провайдеров с мировым именем. На первые 5 депозитов зачисляются бонусы до 200% и фриспины. За активную игру предусмотрены дополнительные поощрения. Есть программа лояльности с кэшбэком. Регулярно проводятся турниры и лотереи. Работает русскоязычная техподдержка в режиме 24/7. Кэшаут в среднем занимает сутки.

Один из популярных представителей знаменитой сети онлайн-казино. В ассортименте собрано более 500 игровых автоматов. Среди них есть слоты, барабаны которые гэмблеры крутили еще в наземных клубах Вулкан. Новым игрокам начисляются бонусы до 100% на первый депозит. Каждую неделю выплачивается кэшбэк. Проводятся турниры и лотереи. Есть «Зал славы», куда попадают самые лучшие игроки. Для них казино предлагает особо выгодные условия для игры. В режиме 24/7 работает техподдержка. Выплата выигрышей занимает от нескольких часов до 3 суток в зависимости от платежной системы.

Новое онлайн-казино, открывшее двери в начале 2020 года. В короткий срок площадка стала очень популярной благодаря привлекательным условиям для игры. На первые 5 депозитов зачисляются поощрения до 200% и бесплатные вращения. На последующие пополнения предусмотрены релоад-бонусы 20%. Для еще более выгодной игры Сол проводит турниры и лотереи. Есть программа лояльности с дополнительными поощрениями. В каталоге игр более 1500 развлечений. Техподдержка работает круглосуточно. Заявки на кэшаут обрабатываются в течение суток.

Онлайн-казино, взявшее старт в начале 2014 года. Игроков встречают приветственным 100% бонусом и 100 бесплатными вращениями. На последующие пополнения зачисляется до 50% к внесенной сумме и фриспины. Раз в месяц выплачивается кэшбэк. В каталоге игр более 1100 развлечений от ведущих провайдеров. Есть круглосуточный саппорт. Выплата выигрышей занимает от нескольких часов до 1 суток.

Азартный клуб, работающий с 2012 года. В каталоге развлечений игровые автоматы и настольные игры от мировых разработчиков. На первый депозит начисляется 100% бонус. Регулярно выплачивается кэшбэк. Игрокам предлагается участвовать в турнирах и лотереях. В рамках временных акций игроки получают релоад-бонусы, бездепы, фриспины. Работает круглосуточная техподдержка. Выигрыши выплачиваются в течение суток.

онлайн-казино, начавшее работу в 2014 году. Ведет сотрудничество с известными отечественными и зарубежными провайдерами. В каталоге свыше 2500 развлечений на любой вкус. На первый пять пополнений счета предусмотрены бонусы до 150% и бесплатные вращения. В дальнейшем ждут дополнительные поощрения и кэшбэк. Проводятся гонки и лотереи. Есть круглосуточный саппорт. Кэшаут занимает от 1 до 3 суток.

Онлайн-казино, открывшееся в 2016 году. Новых игрокам предлагается приветственный пакет бонусов до 100% на первые пять депозитов. В дальнейшем начисляется кэшбэк. В рамках временных акций ждут релоад-бонусы до 50%. Для игры доступно несколько сотен азартных развлечений. В любой момент можно обратиться в саппорт за консультацией. Вывод средств занимает 1-3 рабочих дня.

Азартный клуб, запустившийся в 2016 году. Игрокам доступно несколько сотен игровых аппаратов. Есть карточные игры и рулетки. На первый депозит ждет 100% бонус и 200 фриспинов. Активные игроки получают от казино специальные релоад-бонусы. Есть программа лояльности с кэшбэком. На день рождения зачисляются бездепы. Работает круглосуточная техподдержка. Сроки кэшаута: от 1 до 5 дней.

Казино нового формата, открылось в 2018 году. С момента основания игроков встречают стартовым бонусным пакетом на первые 5 депозитов. Последующие пополнения сопровождаются релоад-бонусами. Каждую неделю устраиваются гонки, проводятся лотереи. Для игры доступно более 1500 развлечений. К услугам игроков круглосуточная техподдержка. Выигрыши выплачиваются в течение 24 часов.

Казино с покерной направленностью открылось в 2014 году. Клиенты могут играть как в игровые автоматы, так и в покер с реальными соперниками. Новые игроки получают от казино 120 бесплатных вращений в качестве подарка. В дальнейшем ждут гонки и лотереи. Действует программа лояльности с кэшбэком. Работает саппорт. Выигрыши выплачиваются в течение нескольких часов на электронные кошельки

Азартный клуб, взявший старт в 2015 году. Главная особенность состоит в игре на внутреннюю валюту – франки. Испытать удачу предлагается в развлечениях ведущих брендов. На первый депозит ждет 100% бонус. Дополнительные поощрения зачисляются в рамках акций для постоянных игроков. Есть техподдержка. Кэшаут занимает около суток.

Еще один популярный представитель легендарной сети. На минимальный депозит зачисляется 10% бонус. Предусмотрены ежедневные квесты с различными поощрениями. Можно вращать Колесо Фортуны с призами. В игротеке более 300 автоматов от известных производителей. На сайте есть чат для связи с саппортом. Выигрыши выплачиваются в течение 1-3 дней.

Онлайн-казино 1999 года основания. В игротеке представлено свыше 200 автоматов и несколько десятков лотерейных скретч-карт. На первые три депозита начисляются бонусы до 200% и фриспины. В дальнейшем ждут другие поощрения в рамках акций. Проходят турниры. В режиме 24/7 игроков консультирую специалисты саппорта. Кэшаут занимает до 3 суток.

Азартный клуб, основанный в 2015 году. За регистрацию начисляется бездеп в виде фриспинов. На первый депозит ждет 100% бонус. На именины игроки получают отдельные поощрения от казино. Несколько раз в месяц проходят турниры и лотереи. Игротека включает более 400 слотов. Операторы саппорта консультируют игроков в круглосуточном режиме. Скорость выплат: 1-5 рабочих дней.

Одно из самых первых зарубежных онлайн-казино. Открытие состоялось в далеком 1997 году. На первый депозит поступает 100% приветственный бонус. Отдельные поощрения есть для игроков настольных игр. Коллекция развлечений насчитывает сотни аппаратов, лучшие версии блэкджека, покера и рулеток. Саппорт консультирует на русском по электронной почте. Сроки кэшаута: 1-5 дней.

Онлайн-казино, взявшее старт в 2012 году. Игрокам предлагаются ТОПовые азартные развлечения. На первые 5 платежей предусмотрены бонусы до 200%. К ним идут фриспины. Проводятся турниры, гонки, конкурсы. В любое время суток можно связаться с техподдержкой. Кэшаут занимает 1-2 часа.

Казино, работающее с 2014 года. Новых игроков встречает 100% бонусом на первый депозит. На платежи по понедельникам, средам и пятницам зачисляются дополнительные поощрения до 50%. В ассортименте развлечений несколько сотен слотов и настольных игр. Есть круглосуточный саппорт. Время кэшаута: 1-5 дней.

Азартное заведение, открывшееся в 2017 году. На первые 3 депозита ждут бонусы до 200%. Каждую неделю начисляется кэшбэк. Коллекция развлечений включает более 500 наименований. Для удобства игроков в режиме 24/7 работает служба поддержки. Вывод средств занимает от нескольких часов до 5 дней.

Игровой клуб, работающий с 2012 года. На первое пополнение действует 200% бонус. Предусмотрены поощрения на повторные депозиты и за активную игру. Игротека включает около 300 игровых автоматов. Работает круглосуточная служба поддержки. Заявки на вывод обрабатываются в течение 1-3 дней.

Европейское криптовалютное онлайн-казино, работающее с 2013 года. За регистрацию игроков ждут фриспины. На первые платежи зачисляются гарантированные бонусы до 100%. Игровой ассортимент составляет более 1800 развлечений. В техподдержку можно обратиться в любое время суток по электронной почте. Сроки кэшаута: 3-5 дней.

Каждый год открываются новые онлайн-казино, и вопрос о выборе лучшего места для игры становится все более актуальным. Найти честную площадку с выгодными условиями непросто. Нужно обращать внимание на многие критерии: от наличия лицензии и оригинального софта до бонусов и сроков кэшаута. С целью помочь в выборе подходящего места для игры, мы составили рейтинг самых лучших онлайн-казино. Предлагаем ознакомиться с ними и критериями их отбора.

Рейтинг современных онлайн-казино: как выбрать лучшее заведение

В одно время азартные заведения были распространены на территории России. Москву, Петербург и другие крупные города буквально наводнили сети игорных залов крупных операторов. Они пользовались большой популярностью среди любителей слот-машин.

В 2006 году правительство России приняло запрет на азартные развлечения. Закон вступил в действие в конце мая 2009 года. У игорных операторов был только один выход – перебраться в Рунет. В онлайне также законодательством РФ запрещены казино, но работающие в сети площадки ведут деятельность по международным лицензиям и вправе оказывать азартные услуги гэмблерам.

Играть в интернете оказалось проще – не требовалось выходить из дома, чтобы испытать удачу. Но сначала в виртуальных клубах был скудный ассортимент игр, возникали сложности в регистрации и выплате средств. Играть можно было только на доллары и евро.

Сегодня ситуация с онлайн-казино полностью изменилась. Известные клубы предлагают удобные и выгодные условия своим клиентам. Но не стоит забывать и о том, что наряду с надежными площадками работает много мошеннических заведений. И здесь задача игрока избежать выбора сомнительного клуба.

Часто мошенники экономят на дизайне и в оформлении, в отличие от именитых клубов как Вулкан Делюкс

ТОП надежных онлайн-казино: безопасность данных клиентов на первом месте

При выборе казино на первый план выходит надежность, поскольку игроку приходиться доверять клубу свои деньги. Если заведение работает нелегально, не имеет смысла изучать в нем условия игры.

Большинство надежных онлайн-казино работают на основании лицензий международного образца от игорной комиссии Curacao eGaming. Для получения документации на легальную азартную детальность заведения проходят многоэтапные проверки. За счет этого клиентам лицензионных азартных клубов гарантируется честная игра.

Документ от Curacao eGaming включает в себя несколько важных пунктов:

  1. Юридическое название и адрес регистрации компании, выступающей оператором онлайн-казино.
  2. Адрес электронной почты.
  3. Основной веб-адрес казино.
  4. Перечень услуг, который может оказывать оператор.
  5. Номер разрешительной документации.

Лицензионные казино не только на сайте публикуют скрин разрешительного документа, но и делают на него активную ссылку. Она перенаправляет на сайт Curacao eGaming, где можно удостовериться в подлинности выданной клубу лицензии.

Документ открывается при нажатии на значок лицензии

Правила казино часто имеют приоритет в английской версии. Перевод нередко оказывается неточным, что является причиной споров и отказов в выплатах. Лучше выбирать заведения с русскоязычной документацией. Тогда не возникнет лишних проблем.

Лучшие казино требуют от своих клиентов проходить верификацию. Процедура в первую очередь проводится с целью обезопасить игровые счета гэмблеров. Подтвердив свою личность и платежный метод, можно быть уверенным в сохранности средств. Никто кроме гэмблера не сможет вывести деньги с его игрового баланса.

Дополнительно верификация открывает перед клиентами больше возможностей и выгод от игры. Становится доступно больше акций, увеличиваются лимиты на вывод, сокращаются сроки кэшаута.

Самые честные казино онлайн сотрудничают с независимыми аттестационными комиссиями

Честные казино всегда сотрудничают с независимыми аттестационными комиссиями. Они проверяют работу генератора случайных чисел. Постоянный контроль ГСЧ и наличие сертификатов гарантирует беспристрастный игровой процесс.

Мировые онлайн-казино всегда публикуют в новостных разделах своих сайтов итоги независимых проверок. Выкладываются подтверждающие документы.

Не менее важно перед регистрацией в клубе изучить список производителей игровых автоматов и других азартных развлечений. Сотрудничество казино с известными провайдерами говорит в пользу надежности и предоставлении игр с максимальной отдачей.

Лучшие онлайн-казино на деньги не стремятся отобрать последнее

Известные и проверенные онлайн-казино не ставят целью забрать у игроков последние. Они создают все необходимые условия для азартного отдыха. Если среди клиентов оказываются лудоманы, им предлагается ответственная игра. Ее условия подробно описываются в соответствующем разделе официального сайта казино.

В частности, ответственная игра предусматривает возможность установить лимиты на игру, заблокировать аккаунт на некоторое время или навсегда. В разделе публикуются советы, которые могут помочь справиться с лудоманией.

Лучшие казино по выплатам средств

Популярные онлайн-казино предлагают клиентам удобные платежные методы, в их числе:

  • Visa;
  • MasterCard;
  • WebMoney;
  • Qiwi;
  • Skrill;

Хорошие игорные заведения не удерживают с игроков комиссии. Сборы могут взиматься лишь со стороны платежной системы. Некоторые казино берут с клиентов комиссии для использования денег в качестве поощрений, но это не выгодно. По сути, гэмблеры сами оплачивают себе бонусы.

Лучшие казино поддерживают платежи в нескольких валютах: евро, рубли, доллары, гривны. Таким образом, игрок сам выбирает тот вариант, в котором ему удобнее делать ставки и контролировать банкролл.

Многие клубы сегодня принимают оплаты криптовалютами

Важное значение имеют сроки вывода выигрышей. Популярные клубы предлагают клиентам быстрые выплаты денег. Кэшаут в среднем занимает 24 часа. Но есть и такие казино, где предусмотрен моментальный вывод – такой вариант еще более удобен для игроков.

Лучшие онлайн-казино 2020 года по выигрышам: отдача и коэффициенты

Выплачивающие деньги казино также должны давать клиентам возможность выиграть. Лучшие игорные заведения предлагают развлечения с отдачей от 95%. Таким образом, обеспечиваются выгодные условия для игры.

Например, если в течение дня в аппарат с уровнем отдачи в 95% сыграло 100 человек и вложило 100 000, то 5% от суммы пойдет в прибыль казино. Остальные деньги уйдут в пул игроков этого слота, где 95 000 будут распределены между ними случайным образом.

Рейтинг онлайн-казино 2020 года согласно мнениям пользователей

Теоретические данные всегда должны подкрепляться практикой и обеспечивают ее игроки. Гэмблеры активно оставляют отзывы на форумах, блогах и других площадках, типа rudy1970.livejournal. Там они рассказывают о реальной отдаче игровых автоматов, отмечают сроки кэшаута, преимущества и изъяны бонусной программы.

Негативные эмоции люди в отношении других лиц выражают по-разному. Кто-то просто нехорошо отзывается о каком-то человеке за его спиной, а кто-то выбирает более жесткий и неприятный метод воздействия - психологическое насилие. Статистика показывает, что жертва чаще всего - это не взрослый, а ребенок. Психологическому насилию несовершеннолетние подвергаются в школах, на улице, дома. Это очень серьезная проблема, так как из-за нее у детей нарушается эмоциональное поведение, развитие. У них появляются страхи.

Что такое психологическое насилие

Психологическое насилие еще называют эмоциональным. Этот термин обозначает периодическое или постоянное оскорбление ребенка какими-нибудь неприятными словами, унижение его человеческого достоинства, высказывание угроз. Нередко у родителей сформирован желаемый образ детей. Для его достижения мамы и папы предъявляют своим чадам такие требования, которые они выполнить не в состоянии из-за возрастных возможностей. Это тоже относится к психологическому насилию.

Негативное отношение к ребенку имеет очень серьезные последствия. Он перестает испытывать радость. Его начинают мучить собственные переживания. Ребенок замыкается в себе, теряет доверие к окружающим людям. В дальнейшем все это приводит к проблемам в построении отношений. Еще одно негативное последствие - это заниженная самооценка. Например, ребенка в школе сверстники могут называть страшным, глупым. С такими мыслями о себе он и растет в дальнейшем.

Классификация проблемы на формы

  1. Деградация. При этой форме дети или взрослые воздействуют на конкретного ребенка грубыми словами, ругательствами, обзывают, высмеивают его перед другими людьми.
  2. Игнорирование. Эта форма насилия чаще всего наблюдается со стороны взрослых людей - родителей. Они не обращают на своего ребенка внимания, не интересуются его успехами, достижениями. Он не чувствует ласки, заботы, любви. Естественно, подобное отношение угнетает ребенка.
  3. Отталкивание. Эта черта поведения проявляется тем, что родители отталкивают своего ребенка, постоянно прогоняют его, т. е. дают понять, что он им не нужен.
  4. Терроризирование. При этой форме насилия ребенка постоянно чем-нибудь запугивают. Ему угрожают, предъявляют требования, которые невыполнимы на данном возрастном этапе.

В различных книгах по воспитанию, статьях о психологическом насилии над детьми особое внимание обращается на изолирование. Это еще одна форма проблемы. Ее суть заключается в разных запретах (например, нельзя общаться со сверстниками, ходить с ними на прогулку). Иногда при изолировании родители прибегают дополнительно к физическому насилию - запирают ребенка одного в квартире, комнате, а иногда даже в шкафу, бьют его, если он нарушает запреты.

Когда ребенок становится жертвой психологического насилия, об этом можно догадаться по некоторым особенностям поведения. Наблюдаются следующие признаки:

  • у ребенка появляется тревожность, излишнее беспокойство;
  • нарушается аппетит;
  • состояние кажется подавленным;
  • самооценка снижается;
  • несовершеннолетний избегает сверстников, взрослых людей, стремится уединиться;
  • иногда из-за психологического насилия у ребенка появляется такая черта характера, как агрессивность;
  • из-за отрицательных эмоций нарушается сон;
  • ребенок начинает меньше внимания уделять учебе, получает плохие оценки в школе;
  • постоянные угрозы, оскорбления, издевательства со стороны сверстников или взрослых приводят к попыткам самоубийства.

Уже в детстве из-за психологического насилия возникают проблемы со здоровьем. Задерживается физическое и умственное развитие, возникает энурез, нервный тик, ожирение. Эмоциональное насилие влияет на мозг. Это в итоге вызывает предрасположенность к различным заболеваниям:

  • к ишемической болезни сердца;
  • синдрому хронической усталости;
  • онкологическим заболеваниям и др.

Психологическое насилие в семье над ребенком бывает по разным причинам. Во-первых, родители могут просто не любить свое чадо. Это ужасает. Такая причина просто не укладывается в голове. Как можно не любить собственного ребенка, ведь он - это будущее родителей. С мамами и папами, применяющими насилие, требуется проводить беседы. Необходима также помощь родственников. Если родители не одумаются, то ребенку лучше всего жить, например, с бабушкой.

Другая частая причина - это требования к ребенку. Важно помнить, что нельзя другого человека заставить что-то делать. Требования, которые невыполнимы или которые не нравятся ребенку, способны подавить волю, вызвать

Заповеди мудрых родителей

Существует 4 заповеди мудрых родителей. Они могут помочь избежать психологического насилия над ребенком, ведь не всегда мамы и папы осознают, что их воспитание является неправильным и приводит к негативным последствиям. Во-первых, никогда не пытайтесь сделать из своего ребенка самого лучшего. Не все люди являются одинаковыми. Каждый человек наделен определенными способностями и возможностями.

Во-вторых, не сравнивайте своего ребенка с другими детьми, не упрекайте его в том, что он чего-то не достигает, как некоторые его одноклассники.

В-третьих, не угрожайте ребенку, не шантажируйте его. В противном случае вы вызовите у него только страх, стыд. Ваше чадо может подумать, что вы его просто не любите.

В-четвертых, не выясняйте отношения с ребенком при свидетелях, даже если он что-то натворил. Лучше обсудите проблему дома, выясните причину. При неправильном поведении пристыдите ребенка, но помните, что во всем должна быть мера.

Проблема в школе

Абсолютно любой ребенок может стать жертвой школьной травли. Вероятность подобного значительно повышается, если он является спокойным, не слишком активным и общительным. Его обидчиками могут быть лидеры класса, агрессивные дети, нашедшие для самоутверждения жертву или стремящиеся всегда быть в центре внимания.

О психологическом насилии ребенок всегда расскажет, если он доверяет своим родителям. При скрытном характере, отсутствии доверия в семье наблюдается обратная ситуация. Ребенок ни с кем не делится своими переживаниями и проблемами. Догадаться о том, что он стал жертвой психологического насилия в школе, можно. На наличие этой проблемы указывают следующие нюансы:

  • ребенок не хочет ходить в школу;
  • он не рассказывает о своих одноклассниках;
  • его вещи иногда бывают порванными или испачканными;
  • домой после школы ребенок возвращается в подавленном состоянии.

Что делать, если ребенок подвергается насилию во время учебы

Психологическое насилие над детьми в школе - это проблема, которая должна решаться родителями совместно с классным руководителем. Учитель, как правило, в курсе всего происходящего в классе. Также можно побеседовать с мамами и папами обидчиков. Если несовершеннолетний в течение долгого времени был жертвой насилия, то самым лучшим выходом будет смена школы или временный перевод на режим домашнего обучения.

Если ребенок не хочет переходить в другую школу, то родители должны дать ему несколько советов по поводу того, как справляться с насмешками, оскорблениями:

  • в первую очередь нужно сказать, что проблемы существуют не у тех, кого дразнят, а у тех, кто подобным занимается;
  • эффективный способ справиться с обидчиками - показать им, что их неприятные слова абсолютно не задевают и не расстраивают;
  • в ответ на оскорбления обидчиков можно просто рассмеяться (если подобное поведение каждый раз демонстрировать, то через некоторое время сверстникам станет просто неинтересно «травить» свою жертву).

Ответственность за насилие

Психологическое насилие наказуемо. Например, в школе учитель или директор может поговорить с обидчиками, сделать им замечание, пристыдить их. Оказываться в такой ситуации крайне неприятно. Подобные действия часто пресекают дальнейшие оскорбления, издевательства.

Психологическое насилие в семье тоже наказывается. Ответственность установлена в Семейном кодексе, Уголовном кодексе. В Семейном кодексе России говорится о том, что способы воспитания должны исключать жестокое, пренебрежительное обращение, оскорбление и эксплуатацию. При нарушении этой нормы возможно изъятие ребенка из семьи органом опеки и попечительства при угрозе жизни и здоровью, лишение родительских прав. Но как доказать психологическое насилие над ребенком? Решается эта проблема наличием свидетелей, заключением психолога.

Очень страшна та ситуация, в которой эмоциональное воздействие приводит к побоям и убийству. Психологическое и физическое насилие над ребенком, повлекшее за собой смерть, - это преступление, за которое предусмотрена уголовная ответственность.

Воспитание - самое сложное дело на свете. Очень важно в этом процессе не прибегать к насилию, внимательно слушать ребенка, уважать его мнение, разделять интересы, помогать принимать решения, учить его прислушиваться к другим людям и искать компромиссы. Также важно ограждать свое чадо от негативного воздействия окружающих. Если соблюдать все это, то ребенок будет расти и развиваться в благоприятной обстановке.

Каждый месяц, кроме летних, в России гремит скандал, связанный с психическим или физическим насилием учителя над учениками, - один перечень таких историй займет газетную полосу. Подробности дикие: учительница написала первокласснику оценку...

Каждый месяц, кроме летних, в России гремит скандал, связанный с психическим или физическим насилием учителя над учениками, - один перечень таких историй займет газетную полосу. Подробности дикие: учительница написала первокласснику оценку на лбу, узнав, что он забыл дневник; учитель вывел ребенка из кабинета и ударил в живот. Одна учительница прилепила девочке жвачку к волосам, другой скинул ученика со стула, третья била детей линейкой, четвертая запирала первоклашек в шкафу.

Шумные дела, дошедшие до суда, прокуратуры и прессы, - верхушка айсберга. По данным фонда «Право ребенка», учительское насилие в школах касается 20% детей - каждого пятого.

1 марта прокуратура Москвы предложила создать общероссийскую базу данных о педагогах, которые были замечены в применении насилия над детьми.

Все примеры ниже - московские, свежие, из приличных школ.

Для печати подробности рассказывают крайне неохотно и только с условием полной анонимности: такие раны долго не заживают.

Обыкновенные истории

«Учительница физкультуры заставила первоклассников, у которых не было формы, раздеться и заниматься в нижнем белье».

«На перемену детей не отпустили, на следующем уроке мальчик попросился выйти, но учительница не разрешила. Он попросился громче. Учительница отказала, потому что он «по-хамски разговаривает». Ребенок описался прямо на уроке».

«Учительница началки говорит: «Козлов полностью оправдывает фамилию: козел - он и есть козел».

Подробностями готовы делиться только те, у кого ребенок уже перешел в другую школу.

«Учительница ударила моего сына по руке за то, что он неаккуратно пишет. На следующий день он подрался с другим мальчиком, и она выдрала обоих за уши. Сын сказал, что уже не в первый раз. У второго мальчика на ушах я видела кровоподтеки - и старые, и свежие, - но его мама жаловаться побоялась. Учительница била еще троих детей, но все молчали.

Я пошла к директору. Та обещала принять меры - вплоть до увольнения. Родители стали собирать подписи в защиту учителя и против моего ребенка. Мне говорили: ваш сын ее доводит, таких надо драть! Учительницу уволили, но через два дня делегация родителей сходила к директору и уговорила восстановить ее на работе. Я просто перевела сына в другую школу - даже жаловаться не стала».

Интересно, что чуть не в половине случаев, дошедших до суда, родители ходят по властям с коллективными письмами: просят вернуть педагогов.

Беззащитность и безнаказанность

Но вот другая история. В конце ноября минувшего года московский шестиклассник на уроке математики в ответ на замечание послал немолодую учительницу известно куда. Она ударила его по лицу. Мальчик собрал вещи и пошел на выход, учительница догнала его и ударила еще раз, у него пошла носом кровь. Учительницу немедленно уволили по статье 336 Трудового кодекса. Что случилось, педагог с тридцатилетним стажем сама не понимает: «Затмение нашло». Ученики просят директора вернуть учительницу. Мальчика перевели в другой класс, потому что в своем ему говорят: «Все из-за тебя».

Статья 336 ТК РФ предусматривает увольнение учителя даже за однократное применение физического или психического насилия к ученику. Мера необходимая и оправданная.
Учитель, конечно, не должен кидаться на ребенка. Но и ребенок не должен материть учителя. А если выматерил - не должен по младости лет оставаться безнаказанным.

Что может сделать учитель в ответ на оскорбление? «Записать в дневник», поставить двойку и вызвать родителей в школу. Ученик защищен малолетством, учитель не защищен ничем и связан этическими ограничениями. Насилие использовать нельзя, но что можно? В обычной жизни после уговоров и замечаний люди начинают орать или переходят к административным мерам; орать учителю не положено, а меры не предусмотрены.

В советской школе работали принципы коллективного воспитания и карательные механизмы: нас могли пропесочить на пионерском сборе или заседании комитета комсомола, вызвать с родителями на педсовет или даже написать им в парторганизацию. Всего этого больше нет, и слава богу. Вопрос - что есть? Самостоятельно справиться с проблемой дисциплины удается только талантливым учителям, и то интуитивно. Хотя это не бог весть какая эзотерика, и «держать класс» - не бином Ньютона. В иных странах специально учат «управлению классом», но отечественная методическая наука переживает не лучшие времена.

Беспомощность

На популярных видеосервисах в Интернете выложено множество записей, сделанных детьми на уроках, телефонами. Учителя исступленно бранятся, колотят детей по головам книжками… А дети смеются, иногда даже те, кого колотят: ура, цирк приехал! А учителя, кажется, совсем забыли, кто в классе взрослый. Они видят в своих юных мучителях сформировавшихся, законченных отморозков. И мстят им за боль и унижение - по-взрослому, без скидок на малолетство.

Я отсмотрела около полусотни записей, сделанных в разных школах и городах. Бросается в глаза то, как одинаковы учителя с их безнадежным криком (на который школьники не обращают внимания) и полным забвением целей урока. Пока учитель поглощен разборкой с обидчиком, в классе царит хаос: дети перекрикиваются, входят и выходят, скачут, болтают… Перед нами прежде всего провальные уроки - и методически, и дисциплинарно.

Говорят, что нынешние дети - настоящие беспредельщики. И такие бывают, и видеозаписями это подтверждается. Но чаще всего перед нами всего лишь глупые и наглые дети, чувствующие безнаказанность и не знающие границ. Вопрос о границах дозволенного и о том, кто должен их обозначить, - острейший в сегодняшней школе.

Вот одна учительница пишет на сайте пресловутого сериала «Школа»: «Мы не воспитатели, а учителя! А воспитание закладывается в семье. Так что это сигнал не нам, учителям, а ВАМ, уважаемые родители! Почаще надо заглядывать ребенку в душу, а не затыкать еe деньгами и свободой, и в школу заходить не 4 раза в год на собрания, а хотя бы раз в месяц! Вот тогда и результат будет!».

Учителя свято веруют, что у родителей есть пульты дистанционного управления детьми. И забывают о том, что на уроке дети - это социальная группа, в которой действуют свои законы, и что родители в эту группу уже не входят.

Что делать?

Методическая неграмотность порождает скучные уроки. Неумение поддерживать дисциплину без крика и наказаний порождает хаос. Как только на хаос и скуку накладываются дополнительные факторы стресса (школьники хулиганят, дома все плохо, директор наорал) - учителя начинают взрываться, как банки в погребе, и калечить окружающих.

При этом проблема дисциплины не решается увольнением учителя и исключением ученика.

Чтобы ее решать, надо разрабатывать и внедрять в жизнь школьные правила, продумывать правовые, нерепрессивные дисциплинарные меры: что может и должен делать учитель в типовой ситуации, когда ученик дерется на уроке или хамит матом? Надо учить педагогов справляться с конфликтами без лишних эмоций и удерживать внимание класса, надо обеспечить им возможность психологической помощи и разгрузки. Кто это должен делать? Это вопрос не только к Минобрнауки и региональным образовательным властям, но и к каждой школе.

Что делать родителям? Объяснять детям, которые часто просто не понимают социальных ролей, как можно и как нельзя разговаривать с учителем и вести себя в классе; младшим - что не надо бояться рассказать родителям о проблемах с учителем. Если педагог превысил полномочия - точно выяснять, что случилось и какова доля вины ребенка (если она есть - работать с этим отдельно). Фиксировать побои у врача, а моральный вред - у психолога, если вред и побои налицо. Заявление на имя директора школы - обязательно, в милицию - по желанию, все это с копиями справок. Копию заявления можно подать в районное управление образования. Если школа не принимает никаких мер - изымать ребенка из травмирующей ситуации и жаловаться выше: в районное управление образования, в прокуратуру.

Пока молчим - ничего не изменится.

Под текст

Нормы закона, о которых надо помнить и на которые можно ссылаться в заявлениях:

Закон об образовании :

Статья 2 говорит, что государственная политика в области образования основывается на принципе гуманистического характера образования, приоритете общечеловеческих ценностей, жизни и здоровья человека, свободного развития личности.

Пункт 6 статьи 15 гласит: «Дисциплина в образовательном учреждении поддерживается на основе уважения человеческого достоинства обучающихся, воспитанников, педагогов. Применение методов физического и психического насилия по отношению к обучающимся, воспитанникам не допускается».

Статья 156 УК РФ предусматривает штраф, исправительные работы или тюремное заключение до трех лет за ненадлежащее исполнение обязанностей по воспитанию несовершеннолетнего педагогом, если это деяние соединено с жестоким обращением с несовершеннолетним. Возможно также лишение права вести педагогическую деятельность на несколько лет.

Статьи 115 и 116 УК РФ устанавливают ответственность за побои и истязания.

Статья 336 ТК РФ предусматривает увольнение педагога даже за однократное применение физического или психического насилия к учащемуся.

Статья 151 ГК РФ позволяет требовать денежной компенсации за причиненный моральный вред (физические и нравственные страдания).

Статьи по теме: