Сказка про умную девочку, которая очень хотела всем помочь. Мудрая девушка (киргизская) Сказка про мудрую девушку

Было себе два браты - один убогий, а другой богатый. Вот богатый когда-то изласкавився * над бедным, что не тот ни ложки молока детям, и дал ему дойную корову и говорит:

Понемногу отработаешь мне за нее.

Ну, бедный брат отрабатывал понемногу, а потом так богачу жалко стало коровы, он говорит бедному брату:

Отдай мне корову назад!

Тот говорит:

Брат! Я тебе за нее отработал!

Что ты там отработал, - как кот наплакал той работы был, а то же корова! Отдай!

Бедному жалко стало своего труда, не захотел отдать. Пошли судиться * до господина.

Пришли к господину. А господину, пожалуй, не захотелось размышлять, кто из них прав, а кто нет, - он и говорит им:

Кто отгадает мою загадку, того и корова будет.

Говорите, сударь!

Слушайте: что есть в мире сытнее, проворнее, милее больше всего? Завтра придете, скажете.

Пошли братья. Богач идет домой и думает:

Вот ерунда, а не загадка! Что же является сытным над

барские кабаны, проворнее над барские борзые, а милее над деньги? Е, моя корова будет!

Бедный пришел домой, думал, думал и приуныл. А у него была дочь Маруся. Она и спрашивает:

Что вы, тату, приуныли? Что господин говорил?

Здесь, дочь, такую господин загадку загадал, что я не надумаю, что оно и есть.

А какая загадка, папа? - Маруся спрашивает.

Да так: что есть в мире сытнее, проворнее, милее над все?

Э, тату, обильные превыше всего - земля-мать, потому что она всех кормит и поит; проворнее превыше всего - мысль, ибо думкой вдруг куда хоть перелетишь, а милее над все - сон, потому как хорошо и мило мужчине, а все прямые, чтобы

Ишь? - Говорит отец. - Ведь действительно так! Это правда.

же я господину говорить.

Второй день приходят оба брата к господину. Вот господин их и спрашивает:

Ну, отгадали?

Отгадали, господин, - говорят оба.

Вот богатый сейчас выступает, чтобы себе впереди поспешит, и говорит:

Сытнее, господин, больше всего - ваши кабаны, а проворнее

больше всего - ваши борзые, а милее превыше всего - деньги!

Э, врешь, врешь! - Говорит. Тогда бедному:

Что же, господин, нет сытного, как земля-мать:

она всех кормит и поит.

Правда, правда! - Говорит. - Ну, а проворнее

что на свете?

Проворнее, господин, больше всего - мысль, ибо мнением сразу

куда хоть перелеты.

Это правда. Ну, а милее? - Спрашивает он.

А милее над все - сон, потому как хорошо и мило мужчине, а все бросит, чтобы заснуть.

Так, все! - Говорит господин. - Твоя корова. Только скажи мне, ты сам это повидгадував, или тебе кто сказав?

Что же, господин, - говорит бедный, - у меня дочь

Маруся, - так это она меня так научила.

Господин вплоть рассердился:

Как это? Я такой умный, а она проста себе

Девушка и мои загадки повидгадувала! Постой же! На тебе

Этот десяток вареных яиц и унеси их своей дочери: не

Пусть она посадит на них наседку, и чтобы птица за

Одну ночь вылупила цыплята, вскормила, и чтобы твоя дочь испекла их на завтрак, а ты, пока я встану, чтобы принес, я дожидатиму. А не сделает, то будет беда.

Идет бедный отец домой и плачет. Приходит, а дочь и говорит ему:

Что вы, тату, плачете?

Да как же мне, дочка, не плакать: вот господин дал тебе

Десяток вареных яиц и сказал, чтобы ты посадила на них

Наседку, и чтобы она за одну ночь вылупила и выкормила

Цыплята, а ты чтобы испекла их ему на завтрак.

А дочь взяла горшочек каши и говорит:

Возьмите, тату, это господину и скажите ему, - не

Пусть он распахивать землю, посеет эту кашу, и чтобы она выросла просом, поспела на ниве, и чтобы он просо скосил, змолотив и натовк пшена кормить те цыплята, что им треб,

Вылупиться из этих яиц.

Приносит человек к господину ту кашу, отдает и и

Так и так дочь говорила.

Господин смотрел, смотрел на ту кашу и взял и отдал "и собакам. Потом где-то нашел стебелек льна, дал мужчине и говорит:

Неси своей дочери этот лен, и пусть она его вымочить, высушить, побьет, попряде и соткет сто локтей "полотна. А не сделает, то будет беда.
Идет домой тот человек и снова плачет. Встречает его дочь и говорит:

Что вы, тату, плачете?

Ну же чего! Вот господин дал тебе стебелек льна

И чтобы тебе вымочила, высушила, помяла, способствовала;

И соткала сто локтей полотна.

Маруся взяла нож, пошла и вырезала тонкую веточку с дерева, дала отцу и говорит:

Несите к господину, пусть господин из этого дерева сделает

Мне гребень, гребенку и днище, чтобы было на чем прясть этот лен.

Приносит человек господину ту веточку и говорит, что дочь загадала из нее сделать. Господин смотрел, смотрел взял и бросил ту веточку, а на уме себе: «Это проведешь! Видимо, она не из таких, чтобы обмануть... » Потов думал, думал и говорит мужу:

Пойди и скажи своей дочери: пусть она придет ко мне в гости, да так, чтобы ни шла, ни ехала: ни босса, ни обута; ни с подарком, ни без гостинца | А как она этого не сделает, то будет беда.

Идет опять отец, плача, домой. Пришел и говорит дочери:

Ну что, дочка, будем делать? Господин приказал так и так.

И рассказал ей все. Маруся говорит:

Не беспокойтесь, отец, - все будет хорошо. Пойдите

Купите мне живого зайца.

Ушел отец, купил живого зайца. А Маруся одну ногу вбула в драный ботинок, а вторая босса. Тогда поймала воробья, взяла сани * запрягла в них козла. Вот взяла зайца под руку, воробья в руку, одну ногу поставила в сани, а второй по пути ступает - одну ногу козел везет, а второй идет. Приходит так к господину во двор, а господин увидев, что она так идет и говорит своим:

Прицькуйте ее собаками!

Те как прицькувалы ее собаками, а она выпустила им зайца. Собаки погнались за зайцем, а ее покинули. Она тогда пришла к господину в комнату, поздоровалась и говорит:

Вот вам, господин, гостинец. - И дает ему воробья. Пан только хотел взять, а он - порх и

И вылетел в открытое окно!

А к тому времени приходят двое господину судиться. Вот господин вышел на крыльцо и говорит:

Что вам, люди добрые?

Да вот чего, господин: ночевали мы оба на поле, а как

Утром встали, то увидели, что моя кобыла привела жеребенка, - один говорит.
А второй человек говорит:

Нет, ложь, - моя! Рассудите нас, господин!

Вот господин думал, думал и говорит:

Приведите сюда жеребенка и кобыл: к какой жеребенок побежит, - и привела.

Вот привели, поставили запряженных кобыл, а жеребенок пустили. А они, эти два хозяева, так задергали то жеребенок, каждый к себе таская, что оно не знает, куда ему бежать, - приняло и побежал прочь. Ну, никто не знает, что тут делать, как рассудить. А Маруся говорит:

Вы жеребенок привяжите, а матерей повипрягайте и

Пустите - которая побежит к жеребенка, то и привела.

Сейчас так и сделали. Пустили их - так одна и побежала к жеребенка, а вторая стоит.

Тогда господин увидел, что ничего с девушкой не поделаешь, и отпустил ее.

Любезный друг, нам хочется верить, что читать сказку "Мудрая девочка (Чувашская сказка)" тебе будет интересно и увлекательно. Несмотря на то, что все сказки - это фантазия, однако же зачастую в них сохраняются логичность и череда происходящих событий. С виртуозностью гения изображены портреты героев, их внешность, богатый внутренний мир, они "вдыхают жизнь" в творение и происходящие в нем события. Все описания окружающей среды созданы и изложены с чувством глубочайшей любви и признательности к объекту изложения и создания. Все окружающее пространство, изображенное яркими зрительными образами, пронизано добротой, дружбой, верностью и неописуемым восторгом. Удивительно легко и естественно сочетается текст, написанный в прошлом тысячелетии, с нашей современностью, актуальность его нисколько не уменьшилась. Конечно же идея превосходства добра над злом не нова, конечно же о ней написано множество книг, но каждый раз убеждаться в этом все равно приятно. Сказка "Мудрая девочка (Чувашская сказка)" читать бесплатно онлайн непременно полезно, она воспитает в вашем ребенке только хорошие и полезные качества и понятия.

Р ассказывают, что у одного царя подобралось двенадцать солдат, которых сколько ни учили, ничему научить не могли, делать они ничего не умели. Тогда царь решил из этих бестолковых солдат сделать себе потеху. Как-то послал он их снимать шкуру с камня, что лежал в чистом поле, на перекрестке двух дорог.
Взяли солдаты с собой ножи, топоры и пошли выполнять царское повеление.
Идут они путем-дорогою я встречают двенадцатилетнюю девочку.
- Куда идешь, девочка? - спрашивают.
- Я в той деревне живу, вышла искать убежавшую козу,- отвечает девочка.- А вы далеко ли путь держите?
- Нам царь приказал содрать шкуру вон с того камня, что лежит на перекрестке дорог,- говорят солдаты.
- Я бы на вашем месте вернулась к патше и оказала, чтобы он сперва зарезал камень, а уж потом посылал сдирать с него шкуру.
Солдаты так и сделали, вернулись к патше и говорят:
- Царь-государь, сперва зарежь тот камень, а уж потом мы с него будем снимать шкуру.
Удивился патша и спрашивает:
- Это кто вас научил так говорить?
- Встретилась на дороге двенадцатилетняя девочка, она нас и научила.
- Если она такая умная,- сердито сказал царь,- пусть она из этого камня сплетет мне лапти.
Солдаты пошли к знакомой девочке и передали ей повеление царя, чтобы сплела она ему из камня лапти.
В ответ девочка иабрала мешочек песку, отдала его солдатам и сказала:
- Отнесите это царю и окажите, пусть он совьет из песка веревку для лаптей.
Солдаты вернулись во дворец к царю, положили перед ним мешочек с песком и сказали:
- Девочка просила тебя свить из этого песка веревку.
- Она в своем уме?- разгневался царь.- Разве можно из песка овить веревку? Идите и передайте ей мои слова.
Солдаты передали девочке слова царя. Девочка ответила на них так:
- Скажите своему патше, что если только дураки могут просить свить веревку из песка, то не умнее и тот, кто требует сплести лапти из камня.
Патша позеленел от злости, когда услышал переданный еол-дами ответ девочки, и решил за такой дерзкий ответ проучить ее.
- Если эта девчонка считает себя такой умной, то пусть она явится завтра ко мне. Явится гае днем, не ночью, не голая и не в платье, не на лошади и не пешком и остановится не на улице и не на дворе.
Солдаты передали девочке повеление патши, вернулись во дворец и наутро вместе со всеми стали ждать ее появления.
Только в сумерки, которые нельзя назвать ни днем ни ночью, появилась девочка верхом на козе. Одета она была в рыболовную сеть. А когда доехала до ворот царского подворья, то дала козе переступить передними ногами во двор, а задние остались по другую сторону ворот.
Патша вышел на крыльцо, подивился сообразительности девочки и милостиво отпустил ее домой.
Умная девочка так понравилась патше, что он решил на ней жениться, и послал солдат сватать ее.
Пришли в дом девочки солдаты, спрашивают:
- Сколько просишь калыма?
- Калыма мне не надо. Вместо него поймайте и приведите двенадцать волков и двенадцать зайцев,- отвечает девочка.
Наловили солдаты волков и зайцев и вместе с женихом явились к девочке.
Девочка увидела волков и зайцев, говорит:
- Теперь загоните их всех в один амбар.
- Никак нельзя! - сказал царь.
- А можно жениться шестидесятилетнему старику на двенадцатилетней девочке?
Царь не нашелся что ответить на этот вопрос и, не солоно хле-бавши, вынужден был возвратиться восвояси.
А двенадцать солдат, которых он было определил для потехи, теперь сами потешались над ним.

В старые, давние времена жил хан, по имени Сарыбай.
Однажды он собрал свой народ и говорит:
– Вот уже сорок лет я ваш хан, я много повидал за это время, я выпил и съел столько, сколько мне было предназначено. Теперь мне только осталось умереть, но нет у меня детей и некому передать ханство. Изберите же сами себе нового хана.
И отвечает Сарыбаю его народ:
– Ты сам назначь нам нового хана!
– Нет, – говорит хан, – ведь живые быстро забывают слова умерших. Умру я, а со мной вместе умрут и мои слова.
Но народ снова стал просить

Его:
– Мы чтим тебя и твои слова, назначай нового хана, и мы послушаемся тебя!
Тогда Сарыбай сказал:
– Есть у меня верный друг – белый сокол. После моей смерти он три дня не будет ни двигаться, ни есть, ни пить. На четвертый день вы подойдите к нему, покормите его, напоите его и выпустите на волю.
Следите за ним и смотрите, где он будет кружиться. Тот, на чью голову опустится белый сокол, и станет вашим ханом.
Прошло немало дней, и хан Сарыбай умер. И верный его друг – белый сокол – три дня не двигался, не ел и не пил. На четвертый день его накормили, напоили и выпустили на волю. Высоко в воздух поднялся сокол, покружился над собравшимся народом и опустился на голову молодого пастуха Болотбека. Зашумел народ тут. Одни кричали:
– Уж очень молод Болотбек – может ли он править ханством?
– Не станем выбирать ханом пастуха! – кричали другие. Тогда выступили вперед аксакалы и обратились к народу:
– Мы обещали Сарыбаю выбрать ханом того, на чью голову опустится белый, сокол. Он опустился на голову пастуха. И пусть этот молодой пастух станет теперь нашим ханом!
И вот стал Болотбек ханом. Был он умным и справедливым, много помогал бедным – раздавал им скот и выдавал одежду из ханской кладовой.
Скоро народ заметил, что каждый раз, когда хан Болотбек выходил из кладовой, глаза его были заплаканы: Стали люди опрашивать у него о причине его печали и слез. И молодой хан отвечал им:
– В кладовой лежит мой старый рваный халат. И он напоминает мне о том, что среди моего народа есть еще много бедняков. От этого мне становится тяжело, и я плачу!
С тех пор еще больше полюбили подданные своего хана.
Долго правил хай Болотбек, правил мудро и справедливо. Но одно печалило народ – не берет хан себе жены, не нравятся ему дочери баев и ханов. И вот однажды пришли к нему аксакалы и стали просить его жениться.
– Вспомни Сарыбая, – сказали они ему. – Он умер, не оставив после себя наследников, так будет и с тобой.
Долго уговаривали его аксакалы, и хан наконец согласился.
– Хорошо, – сказал он. – Созовите ко мне всех знатных девушек нашего ханства, я загадаю им три загадки, и та, которая отгадает их, станет моей женой.
И вот во дворце Болотбека собрались все знатные девушки ханства. Выходит к ним хан Болотбек и загадывает им три загадки:
Какое расстояние между востоком и западом?
Какое расстояние между небом и землей?
Какое расстояние между правдой и ложью?
Для ответа хан дал три дня сроку и приказал девушкам каждое утро и вечер приходить во дворец и рассказывать, что они надумают за это время.
Прошло два дня, но еще ни одна из девушек не разгадала загадок хана. На третий день по дороге во дворец они встретили бедную девушку по имени Даанышман, которая собирала хворост.
– Сестрицы, – обратилась к ним Даанышман, кот уже третий день ходите вы во дворец. Скажите мне, зачем?
– Не твое дело, – грубо отвечали ей знатные девушки, – Собирай свой хворост!
Но среди девушек нашлась одна подобрее и рассказала ей все, Даанышман тогда стала упрашивать и ее взять во дворец. Девушки смеялись над ее бедной одеждой и не хотели брать, но после долгих просьб они наконец согласились. Пришли девушки во дворец, и хан Болотбек спрашивает их:
– Ну, кто из вас отгадал мои загадки?
Никто из девушек не откликнулся. Тогда выступила вперед Даанышман и сказала:
– Хан, я отгадала твои загадки. Между востоком и западом всего-навсего один день пути, потому что утром солнце начинает свой путь на востоке, а вечером оно заканчивает его на западе. Невелико расстояние между небом и землей – его нетрудно охватить взором: поднимешь глаза – увидишь небо, опустишь глаза – увидишь землю. Третью загадку отгадать тоже нетрудно: расстояние между правдой и ложью всего лишь в четыре пальца, это расстояние между глазом и ухом, потому что ухо часто слышит ложь, но глаз всегда видит только правду.
– Правильно, – воскликнул хан, – ты одна разгадала загадки, ты самая умная девушка в моей стране, и я женюсь на тебе!
И Болотбек велел сзывать народ на свадьбу.
Так бедная девушка стала ханской женой. Жили они дружно и счастливо, всегда помнили о бедняках и заботились о них. Даанышман помогала хану своими умными советами и наставлениями. Ведь недаром ее звали Даанышман, что значит мудрая. Хан всегда слушал свою жену, но взял с нее слово, что никого, кроме него, она не будет учить уму.
Однажды сильно провинился перед ханом Болотбеком один джигит. И он должен был умереть. И пришел тогда джигит к ханше и стал просить ее, чтобы она научила его, как избежать неминуемой смерти.
Жаль стало ханше джигита, и она нарушила слово, данное мужу, научила джигита, как отвечать перед Болотбеком.
– Только смотри, не говори хану, что это я тебя научила! – приказала она.
Но хан Болотбек сразу понял, что сам джигит не мог умно придумать, и стал его выспрашивать:
– Скажи, кто тебя научил так отвечать? Если не скажешь, велю казнить тебя!
Испугался джигит и сознался, что это Даанышман его научила. Разгневался хан. Пришел он к жене и говорит ей:
– Ты не сдержала своего обещания, значит, ты не можешь быть мне верной женой! До сих пор жили мы с тобой дружно, но теперь оставь мой дворец и мой город – уезжай! Можешь взять с собой то, что ты больше всего любишь.
– Хорошо, – ответила Даанышман. – Я согласна, только исполни мою просьбу – в последний раз поешь со мной вместе!
Согласился хан Болотбек.
Ханша приготовила еду, принесла вина и стала угощать мужа. Когда хан опьянел и уснул, Даанышман приказала запрячь в арбу лучших лошадей. Она уложила в арбу спящего хана и повезла его.
Скоро приехали они в другое ханство. Хан Болотбек проснулся, посмотрел вокруг и увидал, что находится в каком-то незнакомом городе, а рядом с ним сидит его жена Даанышман.
Испугался хан Болотбек и спрашивает ее:
– Что ты хочешь со мной делать?
– Хан мой, – отвечает ему жена, – ты сказал мне: “Оставь мой дворец и мой город – уезжай! Можешь взять с собой то, что ты больше всего любишь”. Я оставила твой дворец, оставила твой город, но взяла с собой тебя, потому что люблю больше всего на свете!
Понял хан Болотбек, что был несправедлив, стыдно ему стало перед своей женой-умницей, он вернулся с ней в свой дворец, и зажили они, как прежде, счастливо и дружно.

(Пока оценок нет)


Мудрая девушка

Возможно, вам будут интересны и следующие сказки :

  1. Давным-давно, в сорока курухах от Кандагара, в прекрасном дворце Калабис жил-был великий царь Аслам-хан из племени Барецай. С годами старел могучий Аслам-хан и печалился, что...

Рассказывают, что у одного царя подобралось двенадцать солдат, которых сколько ни учили, ничему научить не могли, делать они ничего не умели. Тогда царь решил из этих бестолковых солдат сделать себе потеху. Как-то послал он их снимать шкуру с камня, что лежал в чистом поле, на перекрестке двух дорог.

Взяли солдаты с собой ножи, топоры и пошли выполнять царское повеление.

Идут они путем-дорогою я встречают двенадцатилетнюю девочку.

– Куда идешь, девочка? – спрашивают.

– Я в той деревне живу, вышла искать убежавшую козу, – отвечает девочка. – А вы далеко ли путь держите?

– Нам царь приказал содрать шкуру вон с того камня, что лежит на перекрестке дорог, – говорят солдаты.

– Я бы на вашем месте вернулась к патше и оказала, чтобы он сперва зарезал камень, а уж потом посылал сдирать с него шкуру.

Солдаты так и сделали, вернулись к патше и говорят:

– Царь-государь, сперва зарежь тот камень, а уж потом мы с него будем снимать шкуру.

Удивился патша и спрашивает:

– Это кто вас научил так говорить?

– Встретилась на дороге двенадцатилетняя девочка, она нас и научила.

– Если она такая умная, – сердито сказал царь, – пусть она из этого камня сплетет мне лапти.

Солдаты пошли к знакомой девочке и передали ей повеление царя, чтобы сплела она ему из камня лапти.

В ответ девочка иабрала мешочек песку, отдала его солдатам и сказала:

– Отнесите это царю и окажите, пусть он совьет из песка веревку для лаптей.

Солдаты вернулись во дворец к царю, положили перед ним мешочек с песком и сказали:

– Девочка просила тебя свить из этого песка веревку.

– Она в своем уме? – разгневался царь. – Разве можно из песка овить веревку? Идите и передайте ей мои слова.

Солдаты передали девочке слова царя. Девочка ответила на них так:

– Скажите своему патше, что если только дураки могут просить свить веревку из песка, то не умнее и тот, кто требует сплести лапти из камня.

Патша позеленел от злости, когда услышал переданный еолдами ответ девочки, и решил за такой дерзкий ответ проучить ее.

– Если эта девчонка считает себя такой умной, то пусть она явится завтра ко мне. Явится гае днем, не ночью, не голая и не в платье, не на лошади и не пешком и остановится не на улице и не на дворе.

Солдаты передали девочке повеление патши, вернулись во дворец и наутро вместе со всеми стали ждать ее появления.

Только в сумерки, которые нельзя назвать ни днем ни ночью, появилась девочка верхом на козе. Одета она была в рыболовную сеть. А когда доехала до ворот царского подворья, то дала козе переступить передними ногами во двор, а задние остались по другую сторону ворот.

Патша вышел на крыльцо, подивился сообразительности девочки и милостиво отпустил ее домой.

Умная девочка так понравилась патше, что он решил на ней жениться, и послал солдат сватать ее.

Пришли в дом девочки солдаты, спрашивают:

– Сколько просишь калыма?

– Калыма мне не надо. Вместо него поймайте и приведите двенадцать волков и двенадцать зайцев, – отвечает девочка.

Наловили солдаты волков и зайцев и вместе с женихом явились к девочке.

Девочка увидела волков и зайцев, говорит:

– Теперь загоните их всех в один амбар.

– Никак нельзя! – сказал царь.

– А можно жениться шестидесятилетнему старику на двенадцатилетней девочке?

Царь не нашелся что ответить на этот вопрос и, не солоно хлебавши, вынужден был возвратиться восвояси.

А двенадцать солдат, которых он было определил для потехи, теперь сами потешались над ним.

Рассказывают, что у одного царя подобралось двенадцать солдат, которых сколько ни учили, ничему научить не могли, делать они ничего не умели. Тогда царь решил из этих бестолковых солдат сделать себе потеху. Как-то послал он их снимать шкуру с камня, что лежал в чистом поле, на перекрестке двух дорог.
Взяли солдаты с собой ножи, топоры и пошли выполнять царское повеление.
Идут они путем-дорогою я встречают двенадцатилетнюю девочку.
- Куда идешь, девочка? - спрашивают.
- Я в той деревне живу, вышла искать убежавшую козу,- отвечает девочка.- А вы далеко ли путь держите?
- Нам царь приказал содрать шкуру вон с того камня, что лежит на перекрестке дорог,- говорят солдаты.
- Я бы на вашем месте вернулась к патше и оказала, чтобы он сперва зарезал камень, а уж потом посылал сдирать с него шкуру.
Солдаты так и сделали, вернулись к патше и говорят:
- Царь-государь, сперва зарежь тот камень, а уж потом мы с него будем снимать шкуру.
Удивился патша и спрашивает:
- Это кто вас научил так говорить?
- Встретилась на дороге двенадцатилетняя девочка, она нас и научила.
- Если она такая умная,- сердито сказал царь,- пусть она из этого камня сплетет мне лапти.
Солдаты пошли к знакомой девочке и передали ей повеление царя, чтобы сплела она ему из камня лапти.
В ответ девочка иабрала мешочек песку, отдала его солдатам и сказала:
- Отнесите это царю и окажите, пусть он совьет из песка веревку для лаптей.
Солдаты вернулись во дворец к царю, положили перед ним мешочек с песком и сказали:
- Девочка просила тебя свить из этого песка веревку.
- Она в своем уме?- разгневался царь.- Разве можно из песка овить веревку? Идите и передайте ей мои слова.
Солдаты передали девочке слова царя. Девочка ответила на них так:
- Скажите своему патше, что если только дураки могут просить свить веревку из песка, то не умнее и тот, кто требует сплести лапти из камня.
Патша позеленел от злости, когда услышал переданный еол-дами ответ девочки, и решил за такой дерзкий ответ проучить ее.
- Если эта девчонка считает себя такой умной, то пусть она явится завтра ко мне. Явится гае днем, не ночью, не голая и не в платье, не на лошади и не пешком и остановится не на улице и не на дворе.
Солдаты передали девочке повеление патши, вернулись во дворец и наутро вместе со всеми стали ждать ее появления.
Только в сумерки, которые нельзя назвать ни днем ни ночью, появилась девочка верхом на козе. Одета она была в рыболовную сеть. А когда доехала до ворот царского подворья, то дала козе переступить передними ногами во двор, а задние остались по другую сторону ворот.
Патша вышел на крыльцо, подивился сообразительности девочки и милостиво отпустил ее домой.
Умная девочка так понравилась патше, что он решил на ней жениться, и послал солдат сватать ее.
Пришли в дом девочки солдаты, спрашивают:
- Сколько просишь калыма?
- Калыма мне не надо. Вместо него поймайте и приведите двенадцать волков и двенадцать зайцев,- отвечает девочка.
Наловили солдаты волков и зайцев и вместе с женихом явились к девочке.
Девочка увидела волков и зайцев, говорит:
- Теперь загоните их всех в один амбар.
- Никак нельзя! - сказал царь.
- А можно жениться шестидесятилетнему старику на двенадцатилетней девочке?
Царь не нашелся что ответить на этот вопрос и, не солоно хле-бавши, вынужден был возвратиться восвояси.
А двенадцать солдат, которых он было определил для потехи, теперь сами потешались над ним.

Статьи по теме: