Воркшоп – что это и зачем он нужен? «Workshop» как новый вид эффективного обучения Что такое воркшоп в детском саду.

В образовательной среде на протяжении последнего десятка лет предметом дискуссии являются новые формы проведения занятий. Workshop – это одна из тех форм, которые многие пытаются внедрить, но за отсутствием методик, не знают как. Совершенно понятно, что это занятие комплексное, но как его провести, какова оптимальная программа воркшопа – это остается проблемой. В переводе с английского, workshop — это цех, мастерская. Но практика применения воркшопов наполнила это понятие более богатым содержанием. Из наиболее распространенных характеристик можно воспользоваться, например, определением одного из наиболее известных исследователей воркшопов Клауса Фопеля:

  • Интенсивное учебное мероприятие, на котором участники учатся, прежде всего, благодаря собственной активной работе
  • Учебная группа, помогающая всем участникам стать по окончании обучения более компетентными, чем в начале
  • Учебный процесс, в котором каждый принимает активное участие
  • Учебный процесс, во время которого участники много узнают друг от друга
  • Тренинг, результаты которого зависят, прежде всего, от вклада участников и в меньшей степени — от знаний ведущего
  • Учебный процесс, на котором в центре внимания — переживания участников, а не компетентность ведущего
  • Возможность открыть для себя, что знаешь и умеешь больше, чем думал до сих пор, и научиться чему-то от людей, от которых этого не ожидал

Клаус Фопель Немецкий психолог, психотерапевт. Клаус Фопель известен как популяризатор так называемых интерактивных игр, созданных на основе синтеза элементов различных видов психотерапии: гештальттерапии, психодрамы, транзактного анализа, метода направленного воображения и осознания ценностей.

Итак, объект нашего рассмотрения – Воркшоп , т.е. мероприятие, где под руководством мастера своего дела можно создавать новые, уникальные, зачастую, интеллектуальные продукты, и обмениваться опытом. Здесь уместно привести одно образное определение Клауса Фопеля: «Воркшоп напоминает танец, в котором ведущий порой оказывается ведомым, порой ведет партнера сам и при этом все время пытается найти общий ритм с участниками».

Несомненно, каждый воркшоп уникален, он складывается из таких компонентов, как режиссура, эксперимент, передача мастерства, риск, изменение ситуации, демократическое принятие решений. Участники проявляют себя самым неожиданным образом, и поэтому с учетом вышесказанного. Воркшоп — это инструмент изучения своего целевого рынка. Мы вполне можем протестировать продукт, получить экспертные мнения, выяснить ожидания аудитории. Что она хочет получить? Чем интересуется в обсуждаемой сфере? Какие проблемы хочет решить с помощью воркшопа?

Для разработки плана воркшопа можно схематично определить движущие процессы этого мероприятия (они указаны в синем кружке) и определить, в каких формах они реализуются (формы указаны в белых квадратах)

В таблице приведены основные параметры воркшопа и их характеристика.

ПАРАМЕТРЫ ХАРАКТЕРИСТИКА
1 Цель воркшопа Передать актуальный опыт, вовлечь в процесс совместной работы, раскрыть психологические стимулы, информационное наполнение, навыки работы в новых условиях
2 Способ проведения Активное взаимодействие по выполнению темы задания, совместный труд и инфообмен между участниками
3 Способ воздействия на участников Комплексный (совокупность различных методов)
4 Поведение участников Активное, творческое
5 Роль ведущего «Катализатор» обучения
6 Предмет Совместное дело, где в центре внимания - процесс работы над новой идеей, обмен опытом и получение новых навыков участниками
7 Концепция Участники должны погрузиться в процесс и испытать все переживания творчества
8 Продолжительность воркшопа 2-5 часов
9 Программа воркшопа Программа подвижна, модули в ней можно комбинировать в любом порядке

Воркшоп может выполнять действительно уникальные задачи. К основным из них можно отнести следующие.

  1. Воркшоп является площадкой для реализации новых идей в обучающих проектах.
  2. Способ командообразования в учебных группах. Укрепление «командного духа» на доверительных, личностных взаимоотношениях, где много нововведений, творчества, впечатлений, удовлетворения от проделанной работы.
  3. Повышение мотивации как организатора, так и участников.
  4. Способ «обратная связь» и участники диалога лучше узнают друг друга.
  5. Воркшоп в учебной программе способен регулировать специфические запросы и ожидания отдельных потребителей или их групп.
  6. Воркшоп – это инструмент внедрения новых технологий, он дает хороший импульс в работе.
  7. Воркшоп способен повысить интерес к курсу.
  8. Развитие навыков и компетенций участников.

Терапевтические и обучающие группы Кита Лоринга проводятся, как правило, в формате «workshop» – так называемого «воркшопа» или «терапевтической мастерской». В этой статье рассказывается о сути данного вида групповой работы.

Слово «workshop» переводится с английского как «цех, мастерская» и в настоящее время широко используется для обозначения особой формы работы с группой взрослых, в которой преобладают активные или даже интерактивные формы работы, и где основная роль в выработке решений принадлежит самим участникам группы. Еще один (не слишком точный) перевод этого термина на русский язык – «практический семинар».

Воркшоп является активным развивающим методом групповой работы. Уже само понятие «мастерская» указывает на центральную идею: все участники воркшопа активны и самостоятельны. В основе метода лежит интенсивное групповое взаимодействие, при этом акцент делается на получении динамического знания.

Воркшоп – интенсивное учебное мероприя­тие, участники которого учатся, прежде всего, благодаря собственной работе. Вместе с тем, в этом мероприятии чрезвычайно важна личность ведущего семинара, характер его присутствия и стиль руководства, создаваемая им атмосфера.

Роль ведущего в воркшопе подразумевает не преподавание материала в привычном смысле слова, а, скорее, посредничество между обучаемыми, стремление сделать процесс поиска решений как можно более легким и эффективным. Поэтому руководителя подобного семинара часто называют «фасилитатором», т.е., человеком, обеспечивающим успешную групповую коммуникацию.

Обеспечивая соблюдение правил группы и запуская исследовательские процессы, фасилитатор позволяет участникам концентрироваться на целях и содержании воркшопа. Таким образом, фасилитатор решает двоякую задачу, способствуя комфортной атмосфере и плодотворности работы, обучения и личностного роста. С групповой точки зрения, фасилитатор помогает группе понять общую цель и поддерживает позитивную групповую динамику для достижения этой цели в ходе воркшопа.

Групповое взаимодействие, проходящее под руководством ведущего воркшопа, становится дополнительным ресурсом и фактором обучения для участников. Ведь каждый из участников приходит на воркшоп со своим уникальным и неповторимым опытом, полученным в ходе профессиональной деятельности, и столь же индивидуальным взглядом и отношением к тем или иным профессиональным проблемам.

Кроме того, воркшоп представляет собой исследование, в центре которого лежит отдельно взятая и часто неоднозначная проблема. Специальным образом организованный процесс работы в группе позволяет взглянуть на проблему объемно, с различных, порой неожиданных ракурсов. Воркшоп помогает актуализировать опыт, имеющийся в группе, и интегрировать на основе существующих ресурсов новый взгляд и понимание проблемы. Таким образом, воркшоп помогает всем его участникам стать по окончании более компетентными, чем в начале.

Что является результатом воркшопа?

Результатом воркшопа может явиться новое отношение к рассматриваемой проблеме, открывающее ранее неизвестные варианты ее решения и позволяющее увидеть и учесть возможные подводные камни.

В чем преимущества воркшопа перед другими методами обучения?

Воркшоп выгодно отличается от других методов обучения своей точной тематической направленностью. Кроме того, воркшоп относится к группе тех обучающих методов, которые наиболее подходят для работы со взрослой аудиторией. Знания, полученные в ходе воркшопа, являются продуктом активной деятельности самих участников, что многократно повышает эффективность их усвоения.

Воркшоп – обучающее мероприятие (наравне с семинарами, курсами, мастерскими), на котором участники получают знания самостоятельно. Дословный перевод термина – «рабочая мастерская».

Основные отличия воркшопа от мероприятий другого типа – высокая интенсивность группового взаимодействия, активность и самостоятельность участников, актуальный опыт и личное переживание. Эксперт, ведущий, руководитель воркшопа помогает участникам определить цель, задачи высокопродуктивной мастерской, подбирает методы и приемы для активного исследования.

Участники мероприятия используют личный опыт и профессиональные знания и умения, имеющиеся у них по теме воркшопа. Они делятся ими с другими участниками мероприятия. Ведущий умело контролирует процесс, направляет деятельность группы.

Минимальная длительность воркшопа – половина дня. Максимальная – пять-семь дней. Основные методы и приемы – анализ и разбор ситуаций, создание проектов и презентаций, «мозговой штурм», параметрический практикум, выполнение индивидуальных и групповых упражнений. Теоретические «вкрапления» в виде лекций применяются очень редко и в минимальном (необходимом для полного освещения темы) объеме. По окончании воркшопа у группы есть определенный инструментарий, модель поведения в конкретной ситуации.

При такой форме обучения упор делается на динамическое знание. Ответственность за результат учебного процесса распределяется между участниками и ведущим. Каждый участник воркшопа получает индивидуальное решение конкретной задачи. Результативность мероприятия определяется вкладом участников.

В последние годы большую популярность приобрели разного рода семинары, мастер-классы, тренинги, на которых собираются люди, объединенные какой-то одной идеей, интересами, целью. Они могут носить как профессиональный характер, так и иметь психологическую направленность (духовное, В сегменте подобного рода мероприятий отдельно стоит упомянуть "воркшоп". Что это такое и какова его идея? Об этом мы и поговорим в сегодняшней статье.

Workshop: понятие и основной замысел

В переводе с английского этот термин означает "мастерская" и отражает основной его замысел, однако используется в несколько ином ракурсе. Коротко о понятии "воркшоп" можно сказать, что это групповой метод развития. Его центральная идея состоит в освоении какого-то навыка, получении знания путем взаимодействия заинтересованных в нем людей. В нашей стране данный принцип только начинает приживаться, тогда как на Западе активно используется уже на протяжении многих лет.

Как работать в воркшопе?

Изначально перед участниками стоит определенная проблема/идея, которая интересна пришедшим на данный воркшоп людям. Каждый приходит на мероприятие со своими взглядами на нее, знаниями и отношением. То есть все участники индивидуальны и активны, а значит, вносят свою лепту в процесс работы. Мероприятие организовывается таким образом, что проблема рассматривается с различных, порой самых неожиданных сторон, и в результате появляется какое-то новое понимание изначальной идеи. По окончании воркшопа знания участников актуализируются, расширяются, а сами они становятся более компетентными в данном вопросе.

Workshop: отличительные черты

Чем воркшоп отличается от других мероприятий? У этого метода есть несколько весьма значимых особенностей, которые мы попытаемся сформулировать. Итак "воркшоп" - что это?

  1. Этот процесс всегда коллективный.
  2. Это обучение, главная цель которого - получить индивидуальное решение определенной проблемы каждым его участником.
  3. Это работа, цели которой определяют сами участники. Ответственность за процесс несут они же.
  4. Это взаимодействие участников, в котором нет аудитории и ведущего. Все мероприятие строится на вовлечении в процесс каждого.
  5. Это обучение с минимальным количеством теории и максимальным - практики.
  6. Это учебный процесс, который строится только на личном опыте, знаниях и мнениях самих членов воркшопа.
  7. Это работа, результатом которой должно быть достижение целей, поставленных каждым ее участником перед началом мероприятия.

Таким образом, воркшоп существенно отличается от различных семинаров, мастер-классов и других форм обучения, в которых имеются учителя и ученики. Здесь все происходит коллективно и взаимовыгодно.

Как извлечь пользу из воркшопа?

Если вы хотите расширить свои знания, умения в какой-либо области (будь это ваша профессиональная сфера или другие интересы), участие в таком мероприятии будет весьма полезным для вас. Но для этого нужно знать, воркшоп - что это и как пользоваться воркшопом в своих целях. В первую очередь, перед походом изучите вопрос самостоятельно и сформулируйте свои собственные суждения относительно тех или иных его аспектов. Попробуйте освоить что-то сами, чтобы на воркшопе у вас были вопросы, на которые вы бы смогли получить ответы.

Придя на мероприятие, становитесь активным его участником, не бойтесь делиться своими взглядами. Даже если кто-то их не разделяет, вы сможете обнаружить весьма интересные мнения со стороны, взглянуть на проблему под другим углом, получить критику или углубить знания. Перед воркшопом сформулируйте для себя результат, который вы хотите получить по его завершении, и направляйте свои силы и внимание именно на его достижение. Последовав этим простым правилам, вы сможете извлечь максимальную пользу из мероприятия и решить требующиеся задачи.

Примеры проведения "воркшопа"

Цель и замысел данной формы обучения мы сформулировали, однако не каждый имеет представление о том, какой же теме может быть посвящен workshop. Что это может быть? Если говорить о то такие мероприятия нередко проводятся среди менеджеров по продажам или кадровых специалистов. Темой может быть какой-то аспект их ежедневной деятельности, например: "Как расположить к себе клиента", "Где искать клиентов и как их не потерять", "Как выявить настоящего специалиста", "Как и по каким критериям отсеивать претендентов" и проч. При этом у каждого участника имеются свои мнения, проверенные схемы и рабочие примеры. Мероприятие может проводиться как взаимообмен знаниями и идеями с элементами игры, мозгового штурма, командных соревнований и проч.

Немало воркшопов посвящено творческим темам. Это всевозможные техники рисования, фотография, декупаж, лепка, другие дизайнерские и не только интересы. Есть мероприятия, на которых собираются люди, увлеченные здоровым образом жизни, использованием органики на кухне и в быту. Они делятся друг с другом своими знаниями, находками, идеями. В общем, вариантов масса. Если есть интерес, объединяющий людей, будет и воркшоп.

Заключение

Статьи по теме: