Опыт с молоком и моющим средством. Опыт с молоком, красителями и моющим средством

Виктория Сахно

В статье мы уже рассказывали про некоторые опыты на кухне . Сегодня же мы уделим особое внимание молоку.

С этим продуктом питания знаком каждый малыш. А мы покажем крохе пользу молока для организма и способы получения некоторых молочных продуктов. Итак, сегодня мы проведем следующие опыты на кухне :

— Сливочное масло из молока

— Производство творога

— Резиновые кости

— Тайное письмо

Сливочное масло из молока

Для получения сливочного масла мы купили жирное домашнее молоко и оставили его на ночь в холодильнике. Утром мы увидели как более жирная часть молока – сливки — поднялась наверх. Они-то нам и нужны для получения сливочного масла. Сливаем сливки в чистую банку и закрываем ее плотной крышкой. Если вы покупаете молоко в пластиковых бутылках, то перелейте его сразу в посуду с более широким горлышком. Так сливки слить будет гораздо проще.

Теперь, когда все приготовления окончены, начинаем банку интенсивно трясти. Можете это делать по очереди с ребенком. Ему такое поручение, наверняка, понравится. В процессе тряски капли жира будут сбиваться вместе, и минут через 15 у вас на поверхности будет плавать кусочек сливочного масла.

У нас получился кусочек масла весом 50 г, и мы его использовали для бутербродов в этот же день.

Производство творога

Из оставшегося молока будем делать творог. Мы делали творог в два этапа, используя различные способы створаживания молока.

Способ 1. Нагреваем молоко до 60 градусов и добавляем 10% глюконат кальция из расчета 5 мл на 0,5 л молока. Покажите малышу, как молоко начинает створаживаться и отделяться от сыворотки. Доводим молоко до кипения и процеживаем через марлю. Оставляем на некоторое время, чтобы творог остыл, и с него стекла вся сыворотка.

Используя для створаживания глюконат кальция, мы получаем творог, дополнительно обогащенный кальцием.

Хотите играть с ребенком легко и с удовольствием?

Способ 2. Отличается от первого использованием лимонной кислоты или лимонного сока для створаживания. Кислота подойдет любая (пищевая), поскольку именно она приводит к коагуляции молочного белка. В целом, процедура остаётся прежней.

В домашнем хозяйстве не применяют подобные методы, поскольку творог делают из излишков молока, которое прокисло. Но в этом случае есть один недостаток. Бактерии, которые попадают в молоко случайным образом, могут оказаться болезнетворными и при недостаточной тепловой обработке вызвать нарушение работы кишечника. Поэтому, если вы хотите получить кислотный творог, то лучше использовать специальные закваски.

У нас кальцинированный творог получился крупнозернистым и твердым, в то время как кислотный — более мягким и мелкозернистым.

Наверняка, творог, сделанный вместе с мамой, кроха будет кушать с большим удовольствием независимо от способа получения. Но как наглядно показать малышу пользу молока и молочных продуктов? Предлагаю провести следующий эксперимент.

«Резиновые» кости

Мы знаем, что молоко содержит много кальция, которое в организме используется по большей части для роста и укрепления костей. Что же будет с костями, если их лишить кальция?

Итак, берем куриную кость, хорошо ее промываем и очищаем от остатков мяса и хрящей. Кладем ее в банку, заливаем уксусом и оставляем на несколько дней. Через 3-4 дня кость становится «резиновой», очень гибкой и мягкой. А все дело в том, что уксус растворил кальций, содержащийся в кости.

Обсудите с малышом, что будет, если не пить молоко и не есть молочные продукты?

Тайное письмо

Продолжаем обсуждать пользу молока. Оказывается с помощью молока можно писать тайные послания. Предложите малышу порисовать молоком на белом листе бумаги. Можно использовать как кисть, так и палочку. Дайте тайному посланию просохнуть и прогладьте горячим утюгом. Невидимый ранее рисунок проявится, так как молоко под действием высокой температуры изменит свой цвет на светло-коричневый. Рисунок останется видимым навсегда в отличии от .

Вот такие вкусные и интересные опыты на кухне у нас получились.

Как рисовать на молоке красками — смотрим в этом видео:

Понравились опыты на кухне с молоком? Сохраните себе на стену, нажав на кнопочки социальных сетей внизу!








Подготовительный этап Опыт с молоком, красителями и моющим средством в домашних условиях. Такой опыт еще называют цветной взрыв в молоке. Но как бы его не назвали, опыт остается опытом, и к тому же его сделать не составит труда, ведь все составляющие есть у каждой мамы дома.


Что необходимо для Цветного взрыва в молоке: Молоко (вода не подойдет!) – чем больше жирность молока, тем лучше Красители – можно использовать красители от пасхального набора Жидкое мыло или жидкость для мытья посуды (мы использовали «Фейри» Ватные палочки либо спичка с намотанной на кончик ваткой Глубокая пластиковая тарелка Пипетка


Экспериментальный этап Для начала мы налили в тарелку молоко. Налить нужно таким образом, чтобы дно было полностью закрыто, иначе опыт не получится. Дайте молоку некоторое время постоять в тарелочке. Молоко должно быть комнатной температуре, при таком условии опыт будет более зрелищным


В тарелку с молоком добавляем несколько капель красителей разных цветов (можно для удобства пользоваться пипеткой. Дальше при помощи сухой ватной палочки можно немножко коснуться молока (не нужно смешивать). Обратите внимание ребенка на то, что ничего не происходит.







Статья на конкурс «био/мол/текст»: Почти всегда мы «на слово» верим тому, что написано на этикетке пищевой продукции. Статья посвящена выявлению примесей в молоке и молочных продуктах и определению их качества в домашних условиях. С помощью опытов, справиться с которыми под силу даже ребенку!

Редакция обращает внимание читателей на то, что эта замечательная статья написана учеником 5-го класса, поэтому некоторые упрощения в ней неизбежны. Но пару неточностей «биомолекула» всё же сочла нужным подправить:-).

Спонсор номинации - , проект, объединяющий профессионалов и энтузиастов в области биологии и биотехнологий.

Генеральным спонсором конкурса, согласно нашему краудфандингу , стал предприниматель Константин Синюшин , за что ему огромный человеческий респект!

Спонсором приза зрительских симпатий выступила фирма «Атлас ».

Мы решили исследовать молоко и молочные продукты, которые потребляем в пищу, и разработать «домашнюю лабораторию» по определению качественного состава молока и молочной продукции. Основные задачи исследования:

  • изучить роль молока и молочной продукции в здоровом питании человека;
  • выявить опытным путем наличие примесей (крахмала, соды, мела, воды) в молоке и молочной продукции;
  • разработать практические рекомендации по определению качественного состава молока и молочных продуктов в домашних условиях.

В ходе исследования было сделано предположение, что в составе молока и молочных продуктов могут оказаться примеси, не заявленные производителем и не предусмотренные стандартом.

Молоко - высокоценный продукт

Роль молока в здоровом питании человека. Виды молока

Молоко - один из ценнейших продуктов питания. По своей ценности молоко превосходит многие другие продукты. Всего двух стаканов молока в день достаточно, чтобы на 30% обеспечить потребность взрослого человека в белке, на 50% в калии и на 75% в кальции и фосфоре.

В России установлена норма потребления молока на человека в год - 325 кг . Именно такое количество молока соответствует требованиям здорового питания. На самом деле россияне потребляют в среднем 248 кг, а жители Ульяновской области - всего 240 кг молока в год .

Самым ценным считается цельное молоко - молоко без добавления каких-либо веществ, в том числе воды, с природной жирностью, которая у каждого животного бывает разная (от 2,6 до 6%) . То есть подоили коровку или козочку - и получили это самое «правильное» молоко.

Нормализованное молоко - это продукт, полученный из молока и доведенный до необходимо процента жирности путем перемешивания этого продукта с молоком другой жирности или с обезжиренным .

Сухое молоко получают путем высушивания обычного коровьего молока при очень высокой температуре (около 170 °C) .

Молоко восстановленное - это молоко, полученное при добавлении воды к сухому молоку. То есть взяли сухое молоко, развели его водой - и вот оно, восстановленное молоко. В некоторых странах такое молоко запрещено к продаже, поскольку при сушке в нем образуются потенциально вредные вещества (оксистеролы , в большом количестве провоцирующие развитие атеросклероза), гибнут полезные микроорганизмы, разрушаются витамины. В России такое молоко должно называться «молочным напитком», а не молоком .

Виды обработки молока

По пути от коровы до потребителя молоко подвергается обработке с целью уничтожения микробов и увеличения срока хранения.

В пищу лучше использовать молоко пастеризованное, так как в нем сохраняется больше витаминов и полезных бактерий.

Крахмал и другие примеси в молоке и молочной продукции

В современных магазинах огромное разнообразие молочных продуктов. Это - йогурты, творог и творожки, мороженое...

Но чтобы сохранить свое здоровье, важно употреблять в пищу качественные молочные продукты. Не секрет, что многие производители добавляют в них различные пищевые добавки - например, крахмал, соду, мел или просто разбавляют молоко водой. Чтобы молоко долго не закисало, в него добавляют антибиотики, которые подавляют рост нежелательных бактерий, но в то же время губят и полезных.

Крахмал подмешивают для придания молоку, сливкам, сметане и йогуртам бóльшей густоты. Крахмал бывает природный, который содержится в клетках овощей, фруктов, злаков, орехов и безопасен для организма человека. Но выделенный в чистом виде - в виде белого порошка, - он уже менее безобиден: в ЖКТ он легче расщепляется до глюкозы и быстрее повышает уровень инсулина. А бывает крахмал модифицированный (химически, а не генетически, измененный), свойства которого зависят от типа модификации: например, устойчивый крахмал (Е1442) даже полезен - он стимулирует рост полезных бактерий в кишечнике. В России и других странах разрешено использовать несколько видов модифицированного крахмала, но избыточного употребления любых крахмалов лучше избегать.

Рисунок 6. Эксперименты в лаборатории при ФГБОУ ВО Ульяновская ГСХА

Для опытов использовали три вида молока для детского питания:

  1. Молоко «Крепыш», стерилизованное, 3,2%.
  2. Молоко «Крепыш», стерилизованное, витаминизированное, 3,2%.
  3. Молоко «Агуша», стерилизованное, 2,5%.

В чашку Петри налили по 2 мл всех трех образцов молока. Добавили по 4 мл (т.е. вдвое больше) спирта (подкрашенного «зеленкой» для наглядности). Молочный белок казеин имеет свойство сворачиваться под воздействием спирта. Если продукт качественный, то жидкость почти мгновенно (в течение 3–7 секунд) превратится в хлопья. Чем больше воды добавлено в продукт, тем дольше этот белок будет сворачиваться - больше требуется времени для появления хлопьев (рис. 7).

Рисунок 7. Исследование реакции молочного белка (казеина) на спирт

Исследование проводили в трехкратной повторности. Результаты опытов были следующими:

  1. Хлопья образовались в среднем через 4–6 секунд.
  2. Хлопья образовались в среднем через 2–3 секунды.
  3. Хлопья ни в одной из трех проб не образовались.

Вывод: образец молока под № 3 имеет пониженное содержание белка, возможно, разбавлен водой. Это молоко «Агуша», стерилизованное, 2,5%.

Тест на скисание

Мы разлили молоко в пробирки по 5 мл (рис. 8). Образцы отстаивали в течение суток при комнатной температуре. Чистый продукт должен скиснуть, образовав сверху слой сливок. Если сливок не образуется, то молоко обезжирили. Если молоко не скисло, то в нем есть что-то лишнее (возможно, антибиотик).

Исследование проводили в трехкратной повторности. Результаты были следующими:

  1. Слой сливок составил в среднем 1,5 мм на 5 мл молока.
  2. Слой сливок составил в среднем 1 мм на 5 мл молока.
  3. Сливки ни в одной из трех проб молока не образовались, молоко за сутки не скисло.

Рисунок 8. Проба отстаивания

Выводы:

  1. Образец молока № 2 содержит пониженное содержание жира, меньше чем образец № 1, хотя на этикетке заявлен одинаковый процент жирности - 3,2.
  2. Образец молока № 3 содержит примеси, которые не позволяют ему скисать - возможно, это антибиотики или консерванты.

Выявление в молоке примесей соды и мела

Чтобы молоко долго не портилось, производители добавляют в него мел или соду. Выявить эти примеси в молоке (если только производитель не нормализовал уровень рН молока после их добавки) можно добавлением уксусной кислоты - молоко мгновенно скиснет (створожится), а появление пены будет свидетельствовать о наличии мела или соды в молоке (рис. 9).

Рисунок 9. Выявление в молоке примесей соды и мела

В ходе опыта при добавлении уксусной кислоты молоко во всех трех образцах створожилось (рис. 10).

Рисунок 10. Результаты выявления в молоке примесей соды и мела

Вывод: образцы молока не содержат примесей мела и соды.

Чтобы убедиться в правильности проводимого эксперимента, мы добавили в молоко небольшое количество соды, а затем уксусную кислоту. Образовалась пена (рис. 11). Наличие мела в молоке также дает о себе знать пеной.

Рисунок 11. Оценка достоверности эксперимента по выявлению в молоке примесей соды и мела

Вывод: результаты опыта по выявлению примесей соды и мела в молоке можно считать вполне достоверными. Следует отметить, что достоверность эксперимента будет абсолютна, если после добавки примесей довести рН молока до исходного уровня.

Определение наличия примесей соды и мела в молоке в лабораторных условиях

Для выявления в молоке соды брали индикаторные полоски. Обмакивали эти полоски в молоко и путем сопоставления цвета полоски с эталонной шкалой определяли кислотность молока (рис. 12).

Рисунок 12. Определение наличия примесей соды и мела в молоке в лабораторных условиях

Нормой считается 6–7 единиц. Результаты опыта показали следующее:

  • образец № 1 - pH=7 (тест-полоска изменила цвет на слегка оранжевый);
  • образцы №№ 2 и 3 - pH=6 (тест-полоска изменила цвет на ярко-желтый).

Вывод: Ни в одном из образцов примесей соды не обнаружено.

Достоверность опыта проверяли путем добавления в молоко соды. Обмакнув тест-полоску в молоко с содой, увидели изменение цвета на зеленый, что соответствует щелочной среде (pH=9) (рис. 13).

Рисунок 13. Проверка чистоты эксперимента по выявлению примесей соды и мела в молоке

Вывод: результаты опыта по выявлению примесей соды и мела в молоке можно считать вполне достоверными. Как и в предыдущем опыте, чистота эксперимента будет абсолютна, если после добавки примесей довести рН молока до исходного уровня.

Заключение

В ходе проведенных экспериментов наша гипотеза подтвердилась. В составе отдельных образцов молока и молочных продуктов были обнаружены примеси, не заявленные производителем.

Мы разработали набор «Домашняя лаборатория молока» для проведения экспертизы молочной продукции в домашних условиях, который состоит из реактивов и инструкции по применению.

Выявление примесей крахмала в молоке осуществляют путем добавления 2–3 капель йода в молоко (2 мл). О наличии примесей свидетельствует изменение цвета молока на голубой или фиолетовый.

Для выявления пониженного содержания белка в молоке к 2 мл молока добавляют 4 мл спирта. Реакцию учитывают по скорости створаживания. Молоко с высоким содержанием белка створаживается мгновенно. Причиной низкого содержания белка в молоке может быть разбавление его водой.

Для выявления молока с пониженным содержанием молочного жира проводят пробу отстаивания в течение суток при комнатной температуре. Реакцию учитывают по степени скисания молока. Если отсутствует слой сливок, то молоко обезжиренное. При замедлении или отсутствии процесса скисания в молоко добавлены антибиотики или консерванты.

Для выявления в молоке примесей мела и соды к 2,5 мл образца добавляют уксусную кислоту (2–3 капли). Появление пены свидетельствует о наличии примесей.

Еще один способ выявления в молоке соды основан на использовании индикаторных полосок (продаются в аптеке). Реакцию выявляют по изменению цвета тест-полоски и сопоставления ее с эталонной шкалой. Нормой считается кислотность 6–7 единиц. Превышение нормы означает наличие в молоке примесей соды.

Разработанный набор «Домашняя лаборатория молока» можно применять в жизни широким кругом лиц.

Выражаю благодарность моим наставникам за помощь в проведении исследования и оформлении материалов: учителю МОУ Октябрьский сельский лицей Локтиной Раисе Васильевне и научному консультанту Васильевой Юлии Борисовне, кандидату ветеринарных наук, доценту кафедры микробиологии, вирусологии, эпизоотологии и ветеринарно-санитарной экспертизы ФГБОУ ВО Ульяновская ГСХА. »;;

  • Как определить качество молока . Сайт «Мне 30» .
  • Воспитатель: Бирюкова М.М.

    Цель: создание благоприятных условий для использования разнообразных видов деятельности, их интеграции в целях повышения эффективности в познавательно-исследовательском процессе. В процессе детского экспериментирования удовлетворить потребность детей в познании, самостоятельности, радости.

    Задачи:

    Обучающая:

    формировать представления у детей о пользе молока и молочных продуктах для организма человека;

    учить детей осознанно относиться к своему питанию.

    Развивающая:

    обучать детей проводить элементарные и доступные опыты, строить гипотезы, искать ответы на вопросы и делать простейшие умозаключения, анализируя результат экспериментальной деятельности;

    развивать познавательный интерес у детей в процессе организации элементарных исследований, экспериментов, наблюдений и опытов, желание делиться информацией, участвовать в совместной опытно-экспериментальной деятельности, желание познавать новое;

    развивать разговорную речь детей, расширять словарный запас.

    Воспитательная:

    воспитывать у детей здоровый образ жизни, умение работать в коллективе, доброту, заботливое отношение друг к другу.

    Виды деятельности: познавательная, исследовательская.

    Формы организации: групповая, индивидуальная

    детское экспериментирование

    Оборудование:

    белые листы бумаги, где дети будут писать письма;

    кисточки для написания писем;

    пластиковые стаканчики,

    лимонная кислота,

    ватные палочки,

    жидкое мыло,

    кока-кола,

    пищевые красители;

    набор муляжей молочных продуктов,

    мультимедийное оборудование,

    презентация по теме занятия

    Предварительная работа:

    проведение опыта с молоком и кока-колой;

    опыта с молоком, если его оставить в холодильнике и в теплом месте;

    чтение стихов о молоке, разгадывание загадок о молочных продуктах.

    ХОД ЗАНЯТИЯ

    Вводная часть.

    Я загадки загадаю

    До того мудреные!

    Кто загадки отгадает,

    Попадет в лабораторию.

    А в лабораторию непростую, а научную.

    Готовы к испытанию? Будем загадки разгадывать?

    Вам ни только, загадки надо отгадать, но и найти отгадку на нашей выставке продуктов.

    Белая водица,
    Всем нам пригодится.
    Из водицы белой,
    Все, что хочешь, делай:
    Сливки, простоквашу,
    Масло в кашу нашу,
    Творожок на пирожок,
    Кушай, Ванюшка, дружок!
    Молоко

    Очень любят дети
    Холодок в пакете.
    Холодок, холодок,
    Дай лизнуть тебя разок!
    Мороженое

    Догадайтесь, кто такая,
    Белоснежная, густая?
    Сливки взбили утром рано,
    Чтоб была у нас... Сметана

    Что за белые крупинки?
    Не зерно и не снежинки.
    Скисло молоко - и в срок,
    Получили мы...
    Творожок

    Сделан он из молока,
    Но тверды его бока.
    В нем так много разных дыр.
    Догадались? Это...
    Сыр

    Мы на хлеб его намажем,
    И добавим к разным кашам.
    Кашу не испортят точно
    Бело-желтые кусочки.
    Масло

    Какие вы молодцы! Быстро справились с заданием!! Все ответы нашли верно!

    Может кто-то догадался, и понял, о чем мы сегодня будем говорить? (О молоке и молочных продуктах)

    О каких молочных продуктах, мы еще не сказали? (Кефир, йогурт, простокваша, сгущенка, ряженка, снежок,…..)

    Какие блюда из молока готовят повара для вас в садике? (Молочные супы, каши, твороженные запеканки, кофейный напиток, чай с молоком, ленивые вареники…)

    Основная часть.

    Молодцы, ребята, все загадки отгадали, на трудные вопросы ответили.

    А сейчас ребята я расскажу вам о пользе молока.

    Молоко подарила нам Матушка-Природа. Природой устроено так, что новорожденные дети и животные умеют и любят пить молоко. (Слайд 1 Ребенок пьет материнское молоко, котята пьют молоко).

    С раннего детства мамы своим детям начинают давать разные молочные продукты: творог, сливки, кефир, сметану, йогурт, сыр, масло… (Слайд 2 Фото с молочными продуктами).

    Откуда берется молоко? Кто его нам дает? (Коровы)

    Знают взрослые и дети,

    И известно всей планете,

    Нет полезнее с утра –

    Выпить чашку молока!

    Чтобы были все здоровы,

    Нам дает его корова!

    А, еще кто? (Козы…)

    Ни для кого не секрет, что молоко нам дают коровы и козы. Как называют молоко коровы? (Коровье) У козы? (Козье)

    На свете есть и другие животные, которые дают молоко. Может, вы знаете этих животных? (Слайд 3)

    Например, лошадь. Из лошадиного молока производят очень полезный напиток, который называется кумыс. (Слайд 3).

    Верблюжье молоко – сладкое, полезное; жители регионов Азии его очень ценят и любят. (Слайд 4).

    А там, где всегда холодно, и есть проблемы с доставкой свежего коровьего молока, выручают людей олени. Северяне научились изготавливать из оленьего молока сыр, творожные продукты, масло. (Слайд 4).

    В детском питании молоко занимает особое место. Запеканка, молочный суп, каша с маслом, вареники, оладьи, сгущёнка с блинами, изготовленными на молоке, да и любимое всеми мороженое – всё это дети кушают с удовольствием. (Слайд 5).

    Самым важным компонентом молока является белок. Если человек долго не будет употреблять белок, то это плохо отразится на его здоровье. В молоке есть витамины, минеральные и другие полезные вещества. (Слайд 6).

    Не забывайте, дети, про молоко. Ешьте каждый день молочные продукты. Самое ценное, что есть у человека – это его здоровье.

    Пейте дети молоко – будете здоровы! (Слайд 7).

    Физминутка

    Мы устали, засиделись,

    Нам размяться захотелось. (Одна рука вверх, другая вниз, рывками менять

    То на стену посмотрели,

    То в окошко поглядели.

    Вправо, влево поворот,

    А потом наоборот. (Повороты корпусом.)

    Приседанья начинаем,

    Ноги до конца сгибаем.

    Вверх и вниз, вверх и вниз,

    Приседать не торопись! (Приседания.)

    И в последний раз присели,

    А теперь на стульчик сели. (Дети садятся.)

    В лабораторию чудес приглашаю всех я вас! В ней мы знания добудем, с молоком дружны мы будем!

    Чудеса с молоком.

    ОПЫТ 1. СЕКРЕТНЫЕ ЧЕРНИЛА.

    Кто из вас знает, как написать секретное письмо или тайное послание?

    Хотите научиться?

    С помощью чего мы пишем письма, рисуем? (Ручки, карандаша, бумаги...)

    Раньше использовали невидимые чернила. При определенных условиях, они становились видимыми (Нагрев, освещение)

    Может кто-то догадался, что это за невидимые чернила есть у нас? (Молоко)

    Хотите написать секретное послание? Возьмите листочки, ватные палочки или кисточки и с помощью молока нарисуйте что вы хотите.А я хочу нарисовать свое сердце, как я вас всех люблю.

    Сейчас надо, чтобы наше молоко высохло и стало невидимым. В конце занятия мы узнаем какие тайные послания вы нарисовали.

    ОПЫТ 2. Что полезнее КОКА-КОЛА или молоко?

    Чтобы наглядно увидеть, что мы пьём, и сделать вывод, что полезней молоко или кока-кола, мы решили смешать колу с молоком. И вот что у нас получилось.

    Что это у меня? (Молоко и кока-кола)

    Что мы делали вчера? (Их смешали)

    Что получилось у нас?

    ВЫВОД: Молоко потемнело, стало коричневым, НАЧАЛАСЬ РЕАКЦИЯ, МОЛОКО СВЕРНУЛОСЬ, ПОЯВИЛСЯ ОСАДОК В ВВИДЕ ХЛОПЬЕВ.КОКА-КОЛА ВСТУПИЛА В ОКИСЛИТЕЛЬНУЮ РЕАКЦИЮ С МОЛОКОМ.

    ОПЫТ 3. ОПЫТ С ЙОДОМ.

    На некоторых заводах молоко разбавляют водой, а для придания густоты добавляют крахмал. В этом случае молоко теряет свои полезные свойства.

    А что для этого надо сделать?

    Для этого в наше молоко добавим йод.

    Что случилось с молоком?

    ВЫВОД: ПРИ СОЕДИНЕНИИ ЙОДА С КРАХМАЛОМ ОБРАЗУЕТСЯ СОЕДИНЕНИЕ ЯРКО-СИНЕГО ЦВЕТА.

    РАЗ У НАС МОЛОКО НЕ СТАЛО СИНЕГО ЦВЕТА, ЗНАЧИТ, КАКОЙ ВЫВОД СДЕЛАЕМ? (В НЕМ НЕТ КРАХМАЛА)

    ЭТО МОЛОКО, КАКОЕ? (ПОЛЕЗНОЕ)

    ОПЫТ 4. «КИПЯЩЕЕ МОЛОКО»

    Есть выражение «МОЛОКО УБЕЖАЛО» У молока есть ноги? (Нет)

    Почему так говорят?

    Молоко «убегает» при кипячении, оно поднимается вверх, и если вовремя не убрать с плиты, кастрюлю с молоком, то часть молока из нее просто выбежит.

    Хотите посмотреть как молоко «бегает»? У нас нет ни плиты, нет огня, кастрюли, чтобы кипятить молоко.

    Но, у нас ведь научная лаборатория чудес.

    Для нашего опыта потребуется лимонная кислота, сода и молоко.

    В молоко добавим соду, что происходит? А теперь добавим лимонную кислоту.

    Посмотрите, что происходит с молоком? (Оно пенится, кипит)

    ВЫВОД: ПРОИСХОДИТ В МОЛОКЕ РЕАКЦИЯ СОДЫ И ЛИМОННОЙ КИСЛОТЫ. ОНО ПЕНИТСЯ, ВЫДЕЛЯЕТ ПУЗЫРЬКИ, КИПИТ.

    ОПЫТ 5 « ЦВЕТНОЕ МОЛОКО»

    Ребята вы любите рисовать? На чем вы рисуете? (На листочках, в альбомах, на снегу, песке, на асфальте…)

    Чем обычно рисуете? (Красками, карандашами, фломастерами, палочкой, мелками…)

    А на молоке кто-нибудь из вас рисовал? (Нет)

    Хотите попробовать?

    На столах стоит молоко в тарелках. Добавить в него несколько капель зелёной, красной, синей краски (Пипеткой, кисточкой или ватной палочкой).

    Возьмите другую ватную палочку, окуните ее в жидкое мыло. Палочкой, смоченной в жидкости для мытья посуды, касаемся молока в течение буквально 10 секунд. Только касаемся!

    А далее начинается самое интересное – волшебные краски начинают «танцевать», разбегаясь от ватной палочки. От волшебной ватной палочки и от цветного взрыва в молоке. Когда палочку убираем – краски продолжают «танцевать», двигаться. Молоко начинает двигаться, а краска перемешиваться. Настоящий салют в тарелке!

    Вывод: Мы видим взрыв красок. Жидкое мыло вступает в реакцию с молоком и заставляет краски двигаться, оно отталкивает жир, соединяющийся в молоке. Именно поэтому для опыта не подходит обезжиренное молоко.

    Посмотрите, что у меня есть? (Тряпочка и утюг)

    Что надо сделать? (Прогладить наше письмо)

    ВЫВОД: НЕКОТОРЫЕ ВЕЩЕСТВА, КОТОРЫЕ СОДЕРЖАТСЯ В МОЛОКЕ, ПОД ДЕЙСТВИЕМ ТЕПЛА РАЗРУШАЮТСЯ БЫСТРЕЕ, ЧЕМ ЗАГОРАЕТСЯ САМА БУМАГА. ПРИ ЭТОМ ХИМИЧЕСКОМ ПРОЦЕССЕ ВЫДЕЛЯЮТСЯ ПРОДУКТЫ ГОРЕНИЯ. ПРИ НАГРЕВАНИИ МОЛОЧНЫХ ПЯТЕН НА БУМАГЕ БЕЛКИ И УГЛЕВОДЫ ОБУГЛИВАЮТСЯ И СТАНОВЯТСЯ ВИДИМЫМИ.

    Что же написала я вам в своем письме?

    Рефлексия.

    КОМУ ПОНРАВИЛИСЬ СЕГОДНЯШНИИ ОПЫТЫ, ЭКСПЕРИМЕНТЫ?

    Кто хочет вместе с родителями, попробовать, показать какие чудеса мы с вами сегодня делали?

    О каком продукте мы сегодня говорили?

    Какой вывод о нем вы можете сделать?

    Пейте дети молоко - будете здоровы!

    Сюрпризный момент: показ мультфильма «Смешарики-Молочное пари»

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    Конспект открытого

    опытно-экспериментального

    и исследовательского занятия в средней группе

    «Лаборатория чудес»

    по теме: « МОЛОКО. МОЛОЧНЫЕ ПРОДУКТЫ »

    Воспитатель: Бирюкова М.М.

    Цель: создание благоприятных условий для использования разнообразных видов деятельности, их интеграции в целях повышения эффективности в познавательно-исследовательском процессе. В процессе детского экспериментирования удовлетворить потребность детей в познании, самостоятельности, радости.

    Задачи:

    Обучающая:

    формировать представления у детей о пользе молока и молочных продуктах для организма человека;

    учить детей осознанно относиться к своему питанию.

    Развивающая:

    обучать детей проводить элементарные и доступные опыты, строить гипотезы, искать ответы на вопросы и делать простейшие умозаключения, анализируя результат экспериментальной деятельности;

    развивать познавательный интерес у детей в процессе организации элементарных исследований , экспериментов , наблюдений и опытов, желание делиться информацией, участвовать в совместной опытно-экспериментальной деятельности, желание познавать новое;

    развивать разговорную речь детей, расширять словарный запас.

    Воспитательная:

    воспитывать у детей здоровый образ жизни, умение работать в коллективе, доброту, заботливое отношение друг к другу.

    Виды деятельности: познавательная, исследовательская.

    Формы организации: групповая, индивидуальная

    Формы реализации детских видов деятельности: детское экспериментирование

    Оборудование:

    белые листы бумаги, где дети будут писать письма;

    кисточки для написания писем;

    пластиковые стаканчики,

    блюдца,

    лимонная кислота,

    сода,

    ватные палочки,

    молоко,

    вода,

    гуашь,

    жидкое мыло,

    кока-кола,

    йод;

    пищевые красители;

    набор муляжей молочных продуктов,

    мультимедийное оборудование,

    презентация по теме занятия

    Предварительная работа:

    проведение опыта с молоком и кока-колой;

    опыта с молоком, если его оставить в холодильнике и в теплом месте;

    чтение стихов о молоке, разгадывание загадок о молочных продуктах.

    ХОД ЗАНЯТИЯ

    Вводная часть.

    Я загадки загадаю

    До того мудреные!

    Кто загадки отгадает,

    Попадет в лабораторию.

    А в лабораторию непростую, а научную.

    Готовы к испытанию? Будем загадки разгадывать?

    Вам ни только, загадки надо отгадать, но и найти отгадку на нашей выставке продуктов.

    Белая водица,
    Всем нам пригодится.
    Из водицы белой,
    Все, что хочешь, делай:
    Сливки, простоквашу,
    Масло в кашу нашу,
    Творожок на пирожок,
    Кушай, Ванюшка, дружок!
    Молоко


    Очень любят дети
    Холодок в пакете.
    Холодок, холодок,
    Дай лизнуть тебя разок!
    Мороженое

    Догадайтесь, кто такая,
    Белоснежная, густая?
    Сливки взбили утром рано,
    Чтоб была у нас... Сметана


    Что за белые крупинки?
    Не зерно и не снежинки.
    Скисло молоко - и в срок,
    Получили мы...
    Творожок

    Сделан он из молока,
    Но тверды его бока.
    В нем так много разных дыр.
    Догадались? Это...
    Сыр

    Мы на хлеб его намажем,
    И добавим к разным кашам.
    Кашу не испортят точно
    Бело-желтые кусочки.
    Масло

    Дети находят и показывают молочные продукты, которые выставлены на молочной выставке.

    Какие вы молодцы! Быстро справились с заданием!! Все ответы нашли верно!

    Может кто-то догадался, и понял, о чем мы сегодня будем говорить? (О молоке и молочных продуктах)

    О каких молочных продуктах, мы еще не сказали? (Кефир, йогурт, простокваша, сгущенка, ряженка, снежок,…..)

    Какие блюда из молока готовят повара для вас в садике? (Молочные супы, каши, твороженные запеканки, кофейный напиток, чай с молоком, ленивые вареники…)

    Основная часть.

    Молодцы, ребята, все загадки отгадали, на трудные вопросы ответили.

    А сейчас ребята я расскажу вам о пользе молока.

    Рассказ и беседа воспитателя о пользе молока. Показ презентации.

    Молоко подарила нам Матушка-Природа. Природой устроено так, что новорожденные дети и животные умеют и любят пить молоко. (Слайд 1 Ребенок пьет материнское молоко, котята пьют молоко).

    С раннего детства мамы своим детям начинают давать разные молочные продукты: творог, сливки, кефир, сметану, йогурт, сыр, масло… (Слайд 2 Фото с молочными продуктами).

    Откуда берется молоко? Кто его нам дает? (Коровы)

    Знают взрослые и дети,

    И известно всей планете,

    Нет полезнее с утра –

    Выпить чашку молока!

    Чтобы были все здоровы,

    Нам дает его корова!

    А, еще кто? (Козы…)

    Ни для кого не секрет, что молоко нам дают коровы и козы. Как называют молоко коровы? (Коровье) У козы? (Козье)

    На свете есть и другие животные, которые дают молоко. Может, вы знаете этих животных? (Слайд 3)

    Например, лошадь. Из лошадиного молока производят очень полезный напиток, который называется кумыс. (Слайд 3).

    Верблюжье молоко – сладкое, полезное; жители регионов Азии его очень ценят и любят. (Слайд 4).

    А там, где всегда холодно, и есть проблемы с доставкой свежего коровьего молока, выручают людей олени. Северяне научились изготавливать из оленьего молока сыр, творожные продукты, масло. (Слайд 4).

    В детском питании молоко занимает особое место. Запеканка, молочный суп, каша с маслом, вареники, оладьи, сгущёнка с блинами, изготовленными на молоке, да и любимое всеми мороженое – всё это дети кушают с удовольствием. (Слайд 5).

    Самым важным компонентом молока является белок. Если человек долго не будет употреблять белок, то это плохо отразится на его здоровье. В молоке есть витамины, минеральные и другие полезные вещества. (Слайд 6).

    Не забывайте, дети, про молоко. Ешьте каждый день молочные продукты. Самое ценное, что есть у человека – это его здоровье.

    Пейте дети молоко – будете здоровы! (Слайд 7).

    Физминутка

    Мы устали, засиделись,

    Нам размяться захотелось. (Одна рука вверх, другая вниз, рывками менять

    руки.)

    То на стену посмотрели,

    То в окошко поглядели.

    Вправо, влево поворот,

    А потом наоборот. (Повороты корпусом.)

    Приседанья начинаем,

    Ноги до конца сгибаем.

    Вверх и вниз, вверх и вниз,

    Приседать не торопись! (Приседания.)

    И в последний раз присели,

    А теперь на стульчик сели. (Дети садятся.)

    Опыты. Эксперименты. Исследования.

    В лабораторию чудес приглашаю всех я вас! В ней мы знания добудем, с молоком дружны мы будем!

    Чудеса с молоком.

    ОПЫТ 1. СЕКРЕТНЫЕ ЧЕРНИЛА.

    Кто из вас знает, как написать секретное письмо или тайное послание?

    Хотите научиться?

    С помощью чего мы пишем письма, рисуем? (Ручки, карандаша, бумаги...)

    Раньше использовали невидимые чернила. При определенных условиях, они становились видимыми (Нагрев, освещение)

    Может кто-то догадался, что это за невидимые чернила есть у нас? (Молоко)

    Хотите написать секретное послание? Возьмите листочки, ватные палочки или кисточки и с помощью молока нарисуйте что вы хотите.А я хочу нарисовать свое сердце, как я вас всех люблю.

    Сейчас надо, чтобы наше молоко высохло и стало невидимым. В конце занятия мы узнаем какие тайные послания вы нарисовали.

    ОПЫТ 2. Что полезнее КОКА-КОЛА или молоко?

    Чтобы наглядно увидеть, что мы пьём, и сделать вывод, что полезней молоко или кока-кола, мы решили смешать колу с молоком. И вот что у нас получилось.

    Что это у меня? (Молоко и кока-кола)

    Что мы делали вчера? (Их смешали)

    Что получилось у нас?

    ВЫВОД: Молоко потемнело, стало коричневым, НАЧАЛАСЬ РЕАКЦИЯ, МОЛОКО СВЕРНУЛОСЬ, ПОЯВИЛСЯ ОСАДОК В ВВИДЕ ХЛОПЬЕВ.КОКА-КОЛА ВСТУПИЛА В ОКИСЛИТЕЛЬНУЮ РЕАКЦИЮ С МОЛОКОМ.

    ОПЫТ 3. ОПЫТ С ЙОДОМ.

    На некоторых заводах молоко разбавляют водой, а для придания густоты добавляют крахмал. В этом случае молоко теряет свои полезные свойства.

    А что для этого надо сделать?

    Для этого в наше молоко добавим йод.

    Что случилось с молоком?

    ВЫВОД : ПРИ СОЕДИНЕНИИ ЙОДА С КРАХМАЛОМ ОБРАЗУЕТСЯ СОЕДИНЕНИЕ ЯРКО-СИНЕГО ЦВЕТА.

    РАЗ У НАС МОЛОКО НЕ СТАЛО СИНЕГО ЦВЕТА, ЗНАЧИТ, КАКОЙ ВЫВОД СДЕЛАЕМ? (В НЕМ НЕТ КРАХМАЛА)

    ЭТО МОЛОКО, КАКОЕ? (ПОЛЕЗНОЕ)

    ОПЫТ 4. «КИПЯЩЕЕ МОЛОКО»

    Есть выражение «МОЛОКО УБЕЖАЛО» У молока есть ноги? (Нет)

    Почему так говорят?

    Молоко «убегает» при кипячении, оно поднимается вверх, и если вовремя не убрать с плиты, кастрюлю с молоком, то часть молока из нее просто выбежит.

    Хотите посмотреть как молоко «бегает»? У нас нет ни плиты, нет огня, кастрюли, чтобы кипятить молоко.

    Но, у нас ведь научная лаборатория чудес.

    Для нашего опыта потребуется лимонная кислота, сода и молоко.

    В молоко добавим соду, что происходит? А теперь добавим лимонную кислоту.

    Посмотрите, что происходит с молоком? (Оно пенится, кипит)

    ВЫВОД : ПРОИСХОДИТ В МОЛОКЕ РЕАКЦИЯ СОДЫ И ЛИМОННОЙ КИСЛОТЫ. ОНО ПЕНИТСЯ, ВЫДЕЛЯЕТ ПУЗЫРЬКИ, КИПИТ.

    ОПЫТ 5 « ЦВЕТНОЕ МОЛОКО»

    Ребята вы любите рисовать? На чем вы рисуете? (На листочках, в альбомах, на снегу, песке, на асфальте…)

    Чем обычно рисуете? (Красками, карандашами, фломастерами, палочкой, мелками…)

    А на молоке кто-нибудь из вас рисовал? (Нет)

    Хотите попробовать?

    На столах стоит молоко в тарелках. Добавить в него несколько капель зелёной, красной, синей краски (Пипеткой, кисточкой или ватной палочкой).

    Возьмите другую ватную палочку, окуните ее в жидкое мыло. Палочкой, смоченной в жидкости для мытья посуды, касаемся молока в течение буквально 10 секунд. Только касаемся!

    А далее начинается самое интересное – волшебные краски начинают «танцевать», разбегаясь от ватной палочки. От волшебной ватной палочки и от цветного взрыва в молоке. Когда палочку убираем – краски продолжают «танцевать», двигаться. Молоко начинает двигаться, а краска перемешиваться. Настоящий салют в тарелке!

    Вывод: Мы видим взрыв красок. Жидкое мыло вступает в реакцию с молоком и заставляет краски двигаться, оно отталкивает жир, соединяющийся в молоке. Именно поэтому для опыта не подходит обезжиренное молоко.

    Ну, что, кто-нибудь догадался, как прочитать секретное письмо? Что я вам написала?

    Посмотрите, что у меня есть? (Тряпочка и утюг)

    Что надо сделать? (Прогладить наше письмо)

    ВЫВОД: НЕКОТОРЫЕ ВЕЩЕСТВА, КОТОРЫЕ СОДЕРЖАТСЯ В МОЛОКЕ, ПОД ДЕЙСТВИЕМ ТЕПЛА РАЗРУШАЮТСЯ БЫСТРЕЕ, ЧЕМ ЗАГОРАЕТСЯ САМА БУМАГА. ПРИ ЭТОМ ХИМИЧЕСКОМ ПРОЦЕССЕ ВЫДЕЛЯЮТСЯ ПРОДУКТЫ ГОРЕНИЯ. ПРИ НАГРЕВАНИИ МОЛОЧНЫХ ПЯТЕН НА БУМАГЕ БЕЛКИ И УГЛЕВОДЫ ОБУГЛИВАЮТСЯ И СТАНОВЯТСЯ ВИДИМЫМИ.

    Что же написала я вам в своем письме?

    МОЛОДЦЫ!

    Рефлексия.

    КОМУ ПОНРАВИЛИСЬ СЕГОДНЯШНИИ ОПЫТЫ, ЭКСПЕРИМЕНТЫ?

    Кто хочет вместе с родителями, попробовать, показать какие чудеса мы с вами сегодня делали?

    О каком продукте мы сегодня говорили?

    Какой вывод о нем вы можете сделать?

    Пейте дети молоко - будете здоровы!

    Сюрпризный момент: показ мультфильма «Смешарики-Молочное пари»


    С помощью этого удивительного опыта по химии , Вы научитесь превращать обычное домашнее молоко в волшебную смесь, всего за несколько минут.

    Для выполнения опыта понадобится:

    • Цельное молоко (обезжиренное молоко не подойдет)
    • Два разных пищевых красителя
    • Жидкость для мытья посуды
    • Небольшая форма для выпечки пирога

    Время на выполнение эксперимента:

    Приблизительно 10-15 минут

    Начинаем эксперимент:

    1. Возьмите молоко и вылейте его в форму для выпечки пирога, позвольте молоку нагреться до комнатной температуры.
    2. Добавьте к молоку несколько разных капель пищевого красителя.
    3. Теперь возьмите моющее средство и добавьте его к смеси молока и красителей.
    4. Наблюдайте!

    Примечание:

    Вы должны обязательно дождаться пока молоко нагреется до комнатной температуры, иначе опыт «Волшебное молоко» не покажет того результата, который он должен показать.

    Результат:

    Моющее средство разрушает жир в молоке и заставляет пищевой краситель порхать в молоке, тем самым делая некоторые аккуратные конструкции.

    Что заставляет молоко двигаться?

    Молоко помимо воды содержит витамины, минералы, протеины и крохотные частицы жира, как бы подвешенные в растворе. Протеины и жир весьма чувствительны к изменениям раствора, в данном случае молока. Секрет этого фокуса именно в капельке моющего средства либо жидкого мыла, которые ослабляют химические связи, удерживающие жиры и протеины в растворе, и снижают поверхностное натяжение в молоке. Происходит бурная химическая реакция, которую мы можем наблюдать благодаря пищевым красителям. Как только моющее средство равномерно смешивается с молоком (частично растворяется, частично прикрепляется к молекулам жира), реакция затихает и останавливается. Вот в чем секрет этого занимательного химического опыта. Чтобы повторить цветной взрыв в молоке просто добавьте еще капельку моющего средства.

    Юные химики

    С детками помладше Вы можете ограничится рисованием и обсуждением, кто что видит в таких молочных рисунках. Безусловно, этот опыт с молоком, пищевыми красителями и моющим средством здорово подстегнет их воображение. Держите рядышком фотоаппарат, поскольку рисунки все время будут меняться.

    С детками постарше можно действительно поэкспериментировать: попробовать провести этот опыт с разными жидкостями, оставив красители и моющее средство неизменными (одного и того же производителя в том же количестве). Попробуйте сделать этот опыт с водой, с обезжиренным молоком, с молоком разной жирности, со сливками. Сфотографируйте свои результаты и сравните. Вот это и будет первый шаг на встречу к настоящей науке!

    Статьи по теме: